Искусство оптимизма в лицах и инструментах

По словам вдохновительницы фестиваля, ректора Харьковского университета искусств, народной артистки Украины, профессора Татьяны Веркиной, творчеству этих мастеров наиболее соответствует девиз Ассамблей: «Искусство оптимизма». Большая часть музыки Йозефа Гайдна написана в мажоре, а пьесы, принадлежащие перу Ивана Котляревского, поражают искрометным юмором.

Программа международного фестиваля «Харьковские ассамблеи», вне всякого сомнения, стала праздником для профессиональных музыкантов и просто любителей классического искусства.

Стало доброй традицией открывать фестиваль «Харьковские ассамблеи» концертом единственного в Украине молодежного академического симфонического оркестра «Слобожанский», неизменный художественный руководитель которого на протяжении вот уже 16 лет Гаррий Абаджян — заслуженный деятель искусств Украины, кандидат искусствоведения, профессор, первый проректор Харьковского государственного университета искусств, лауреат премии «Народное признание-2006» в номинации «Музыка». В репертуаре оркестра — шедевры мировой классической музыки, он сотрудничал с известнейшими музыкантами планеты, такими, как Николай Дядюра и Шалико Палтаджян (оба — Украина), Владимир Крайнев, Рашит Нигматулин, Сергей Скрипка (все — Россия), Габриэль Хейне (США) и многими другими. Без участия оркестра «Слобожанский» не обходятся такие масштабные музыкальные фестивали, как «Музыка — наш общий дом», конкурс юных пианистов В. Крайнева и, конечно же, «Харьковские ассамблеи».

В исполнении оркестра под управлением немецкого дирижера Бурхарда Ремпе (кстати, президента Ротари-клуба города Нюрнберга) прозвучали два произведения: Симфония №39 Йозефа Гайдна и Симфония №5 Антона Брукнера. Оба композитора — представители австрийской музыкальной культуры, в разные исторические эпохи внесшие огромный вклад в развитие симфонической музыки. Гайдн считается основоположником жанра симфонии, которых в его творческом наследии содержится более 100 образцов. Интересен тот факт, что первое значительное произведение Антон Брукнер написал, когда ему исполнилось сорок лет, а известность пришла к нему уже в конце жизни. Богатство оркестровой палитры, яркость красок и оркестровых тембров, виртуозная игра музыкантов поражают творческое воображение слушателей.

На торжественной церемонии открытия представители Нюрбернского и Харьковского Ротари-клубов подарили молодежному академическому симфоническому оркестру «Слобожанский» четыре валторны. Царский подарок!..

А в Большом зале Харьковского государственного университета искусств состоялась презентация роялей всемирно известной фирмы «Steinway & Sons», которая в прошлом году фирма отметила свое 155-летие. На роялях фирмы «Steinway» в свое время давали концерты великие пианисты — Сергей Рахманинов и Владимир Горовиц. В Харьковскую консерваторию привезли три рояля и два пианино «Steinway».

Вообще, в Харькове роялей «Steinway» три: в концертном зале областной филармонии, в театре оперы и балета и в консерватории. «Steinway» — стандарт, без которого невозможно развитие полноценной фортепианной школы мирового уровня. Наличие рояля этой фирмы на сцене — обязательное условие для проведения фестивалей, концертов, а также высочайшего уровня записи музыки на аудионосители. Рояль «Steinway» — дорогой инструмент, его стоимость колеблется от 51,5 до 115 тыс. евро, ведь момента окончательной сборки рояля до того времени, как он попадет в концертный зал, проходит почти три года. У каждой из 12 тысяч деталей инструмента свой секрет изготовления из природных материалов. Звук неповторимо уникален еще и потому, что корпус рояля изготавливается из цельного дерева.

На презентации Роман Дудко, представитель СП «Комора» (официальный дистрибьютор фирмы «Steinway & Sons» в Украине), познакомил присутствующих с единственным в Украине сертифицированным мастером, настройщиком роялей Виктором Мацко.

Показать мастерство фортепианной игры, насладиться звуком этих легендарных инструментов получили право лучшие учащиеся Харьковской средней специальной музыкальной школы и студенты Харьковского государственного университета искусств.

Екатерина Жигалова, музыковед