«Дети райка»: спектакль о театре и о людях театра

10-06-2019

20 июня в Харьковском академическом театре кукол им. В. А. Афанасьева состоится премьера спектакля «Дети райка» в сценической версии пьесы Жака Превера заслуженной артистки АР Крым Оксаны Дмитриевой и в сценографическом решении пространства Натальи Денисовой.

 

Беседу с режиссером-постановщиком хочется предварить высказыванием французского критика Эндрю Сарриса о «Детях райка»: «Тот, кто смог устоять перед ярким очарованием этой драмы, не заслуживает того, чтобы увидеть Париж».

По обе стороны аквариумного стекла
— Оксана Федоровна, в 1945 году в Париже, освобожденном от фашистов, вышел фильм Марселя Карне «Дети райка», сразу ставший лидером французского кинопроката, а затем — обладателем специальной награды Венецианского кинофестиваля. Жак Превер в 1947-м был номинирован на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Столь ярко началась история фильма, и сегодня считающегося шедевром мирового кинематографа. Но вот театральных версий этого сюжета, насколько мне известно, не существует?
— В Украине, наверное, точно нет. В чем-то он резонирует с известной пьесой Эрика-Эммануэля Шмитта «Фредерик, или Бульвар преступлений». Но меня подкупает именно текст Превера, может, потому, что его главные персонажи очень молоды. Благодаря этому возникает (кроме многих других тем, затрагиваемых в пьесе) диалог поколений. И на одной сцене встречаются совсем юные, только начинающие свой путь актеры, и мастера, которые их направляют, как ангелы-хранители. Вероятно, подсказки есть в самом тексте Превера и в его стихо­творениях. Одно из моих любимых — «Шарманка», где в аллегорической форме говорится о том, что мы разрушаем старое, считая, что оно не совпадает со временем, но потом все равно к нему возвращаемся. И все наши странствия — это, по сути, возвращения к истокам, где таится секрет театра: «Новизна — это старо как мир». Конечно, есть здесь аллюзии с чеховской «Чайкой», вообще много размышлений на эту тему возникает. Какой он, сегодняшний театр? Насколько ты современен? И всегда ли возможно идти в ногу со временем или иногда надо из него «вываливаться»? Это тоже темы, которые пунктиром проходят в этой пьесе.
— Чем еще заинтересовали «Дети райка»?
— Влюбленностью героев в профессию. Есть такое старинное слово «ремесло», которое первично, потому что без него невозможно понять истинное назначение театрального искусства. Сначала ты должен пройти азбуку пинков, затрещин, почти как у Превера: «Появления, исчезновения, точно как в жизни. А потом — пинок, а потом удар, и… как в жизни». Для театра это важный момент, о котором знают и которым пользуются режиссеры. Свои эмоции, переживания артисты как бы накапливают, а потом выносят на сцену, для этого им нужны потрясения, чтобы уметь их передавать. Мы ведь живем в каком-то своем, особом театральном мире, как бы в аквариуме, и наблюдаем за жизнью, которая течет мимо него. Ведь там, за стеклом, тоже театр, тоже балаган — карнавал со сменами масок. И люди, идущие мимо нашего «аквариума», тоже наблюдают за нами. А когда эти миры соединяются, когда балаган врывается в жизнь, сама жизнь становится маскарадом. 
Есть в пьесе фантастический образ старьевщика-шарман­щика (его ярко и колоритно играет Александр Маркин) — образ весьма странного, вредного существа. Это он, лишенный таланта, но с завистью заглядывающий за «стекло» человек, — взирающий и воспринимающий людей театра как жителей рая.
— Есть лейтмотив любви, преданности миру театра, но почему тогда жанр обозначен «комедия театра преступлений»?
— Все упомянутые темы сильно переплетены в действенной линии — это удивительно полифоническое произведение. Что человеку позволено, а что нет… Так или иначе, каждый из героев совершает своё преступление — даже самые чистые и светлые персонажи. Вот, например, Батист — ведь он, по сути, убивает любовь, а потом убивает и человека. Или Ласенер, у нас в спектакле его очень тонко играет Геннадий Гуриненко. И в фильме, и в пьесе это обаятельный и талантливый человек, в отличие от довольно неприятного реально существовавшего человека, который, кстати, был в свое время прототипом Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. Благодаря своему таланту Ласенер многого мог бы достичь на поприще литературы, если бы этим занимался. Но у всякого человека, если доверять Евангелию, есть таланты, которые он либо зарывает в землю, либо разменивает на какие-то мелкие монеты. Так случилось и с Ласенером. Он хотел воровать — и при этом писать пьесы. Но так не бывает.

Молодые дарования и «старая гвардия»
— В новом спектакле зрители увидят молодых актеров?
— И некоторые из них впервые появятся в больших и сложных ролях. В первую очередь это Влада Аракелян в роли Гаранс — героини, являющейся стержнем всей этой истории, сотворившей любовный… даже не треугольник, а многогранник. Легкость, очарование, свобода Влады удивительно притягательны, и ей удается все это точно передать со сцены.
Фредерика Леметра в молодости играет Алексей Петриченко. Повторюсь, эта тема мне очень интересна. Перспектива белого листа: актер только начинает свой путь, как этот путь сложится в его профессиональной судьбе дальше? Фредерик в моем спектакле отличается от того, каким увидел его Марсель Карне — даже по прошествии шести лет (а между действиями проходит шесть лет), который тоже есть в спектакле, он не тот маститый и знаменитый актер, как в фильме, а все еще ищущий, сомневающийся. 
Среди молодых актеров и Катя Любченко, которую уже знают по спектаклю «Мнимый больной». Натали у Кати Любченко — совсем в другой тональности, глубоко трагическая по своей сути. Она — воплощение любви, безграничной преданности, самоотречения. 
Ну и молодежь наша — Елена Грабина, Владимир Мельник, Максим Татарчук — будет ярко представлена. А каковы образы разных директоров театров, находящихся на бульваре Преступлений!!! Их мастерски воплощает один актер — Владимир Шапошников. Впервые большая роль первого плана у Виталия Бурлеева — он играет Батиста. Обязательно будут дебюты, будут открытия.
— А кто из доблестных «гвардейцев» те­атра занят в этом спектакле?
— Состоится встреча с нашей «золотой молодежью», так мы шутя называем Алексея Рубинского и Владимира Бардукова, самых прекрасных и любимых артистов. В спектакле это Старый Арлекин и Старый Пьеро, которые как бы являются частью толпы, но совершенно особой её частью — они постоянно наблюдают, присматриваются к тому, что делают молодые актеры. 
В роли Старой Коломбины с ними работает замечательная Ольга Мохленко. 
Думаю, очень интересным будет и эксцентричный образ графа Эдуарда де Монтрея в исполнении Вячеслава Гиндина. 
Совершенно особая и очень важная для спектакля группа — клоуны-музыканты: Игорь Мирошниченко, Виктория Мищенко, Алена Озерова и Павел Савельев — как своеобразные деляртовские дзанни в спектакле комедии масок. Это самые сложные роли, как мне кажется. Находясь на сцене, они не произносят ни слова, но отображают внутренний мир всех персонажей. Актерам пришлось овладевать новыми для себя музыкальными инструментами, и здесь нам очень помогла Екатерина Палачова, автор вокальных номеров спектакля «Гамлет», а с нынешнего сезона — заведующая музыкальной частью нашего театра. В «Детях райка» она проводит с артистами огромную работу. 
Вообще в спектакле много номеров. Не только вокальных, но и танцевальных — над ними работала балетмейстер Инна Фалькова.
— Визуальный образ спектакля, конечно же, создает Наталья Денисова?
— Естественно. И, будьте уверены, вас ждет немало сюрпризов. Пусть они пока так и остаются сюрпризами. Могу только сказать, что все наши цеха, наши талантливые художники, модельеры, бутафоры, инженеры готовят премьеру очень увлеченно.
— Этот спектакль о театре, о людях театра. И можно предполагать, что он приурочен к важной для Харьковского театра кукол дате?
— Спектаклем «Дети райка» начинается серия юбилейных программ к 80-летию нашего театра. У нас откроется замечательная выставка — совместный проект с магистрами Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Это выставка плакатов к спектаклям нашего театра — ретроспектива и новое видение молодых художников. Надеюсь, это только начало, и мы ещё много интересного придумаем к юбилею всеми любимого театра.

Инга Долганова,  руководитель литературной части Харьковского академического театра кукол им. В. А. Афанасьева. 

 

Читайте также
В Харькове 19-09-2019

НеутоМиша

На днях свой 60-летний юбилей отметил Михаил Красиков — поэт, краевед, профессор НТУ «ХПИ», многолетний автор публикаций на страницах «Времени»

Другие материалы рубрики