Памяти педагога с человечным подходом

07-11-2019


В конце октября на театральном факультете Харьковского национального университета искусств состоялась VI всеукраинская научно-практическая конференция памяти театроведа Евгения Русаброва. 

Евгений Теодорович Русабров был известным театральным критиком, заведующим кафедры театра анимации Харьковского университета искусств, одним из основателей международного фестиваля театров анимации «Anima» и членом жюри многих конкурсов. В его творческом наследии насчитывается более полусотни публикаций. Но в первую очередь своим ученикам он запомнился как преподаватель с человечным подходом. 
По мнению организатора конференции памяти Е. Русаброва театроведа Юлии Щукиной, ее важность заключается в возможности диалога между старшим и младшим поколениями историков и критиков театра.
В этом году наряду с преподавателями и студентами кафедры театроведения ХНУИ участие в конференции приняли представители харьковских вузов – Национального университета им. В. Н. Каразина и Академии дизайна, двух харьковских театров — Русской драмы им. А. С. Пушкина и Театра кукол 
им. В. А. Афанасьева, а также Музыкально-театральной библиотеки им. К. С. Станиславского. 
Честь открыть пленарное заседание была предоставлена журналисту всеукраинского издания «Кино-Театр» Юлию Швецу, который поделился воспоминаниями о работе с Евгением Теодоровичем. 
Ключевой темой первого дня конференции стала история развития сценического искусства. Наибольший интерес вызвал доклад кандидата искусствоведения Валентины Чечик о «Театре художника Евгения Агафонова». Не оставило равнодушным и выступление магистранта ХНУИ Марии Ивановой об «Эволюции театра теней», в котором сравнивались традиционная восточная модель и авторские версии режиссеров начала ХХ века. 
Важным событием конференции стали просмотр и обсуждение спектакля Харьковского государственного академического драматического театра им. Т. Г. Шевченко «Пианино в траве» по пьесе Ф. Саган. Модератором встречи выступила театровед Ю. Щукина. В обсуждении постановки принимали участие Юлий Швец, актриса и завлит криворожского театра «Академия движения» Екатерина Зинченко, методист музыкально-театральной библиотеки Ника Хворостенко, студент-магистрант кафедры театроведения ХНУИ Демид Брюханов, а также гости из Киевского национального университета им. И. Карпенко-Карого, студенты III курса кафедры театроведения Анастасия Саянова и Павел Хорошко. На встрече присутствовала и режиссер-постановщик спектакля Оксана Стеценко. 
Второй день конференции был посвящен современному театральному процессу. Бурную дискуссию вызвала тема, поднятая актрисой Наталией Цимбал (театр «Арабески»), которая говорила о проблемах гастрольной деятельности в Украине. По ее мнению, главным препятствием для негосударственных театров является их статус «общественной организации», который усложняет коммерческую деятельность.
Несмотря на переезд в Германию, традиционно приняла участие в конференции театровед Алина Цыпина, сделавшая доклад о «Репертуарно-эстетических принципах современных театров города Любека». 
Вернула слушателей к теме харьковской театральной жизни актриса Снежана Гукасян-Коробейникова, рассказавшая о начале творческого пути Малого театра марионеток, после чего вместе с режиссером театра Валерием Дзехом продемонстрировала фрагмент спектакля «История Лу».
Финальным аккордом конференции стала встреча с Марией Заиченко, исполнительным продюсером регионального вещания общественного телевидения в Киеве. Имея базовое музыкальное и театроведческое образование, Мария специализируется на арт-менеджменте. В ходе общения она поделилась своим опытом развития профессиональных навыков и обозначила основные вехи становления своей карьеры. Сразу после окончания Харьковского университета искусств, где она училась у Евгения Русаброва, Мария работала в негосударственном театре «Арабески». А так как ее увлекал административный процесс, она получила второе образование в Институте некоммерческих организаций при Католическом университете во Львове. Кроме того, она прошла стажировку в Театральной академии Варшавы. Тем не менее, Мария считает важным получение театроведческого образования, которое открывает большие возможности перед выпускниками, учит отслеживать тенденции развития искусства, а также их связи с общественно-политическими веяниями.

Галина Шамарина, 
студентка IV курса театроведческого факультета Харьковского национального университета искусств имени 
И. П. Котляревского

Читайте также
Другие материалы рубрики