«Звериные истории» в «Вишневом саду» без «Хозяина»

10-03-2017

На днях завершил свою работу театральный фестиваль «Курбалесия-2017», в котором приняли участие государствен­ные и негосударствен­ные театры Харькова, показавшие свои премьерные спектакли. 
Последний день фестиваля ознаменовался важным для харьковчан событием — открытием новой сценической площадки «Портал на Гоголя, 8», которая начинает свою творческую историю в помещении Харьковского академического русского драматического театра им. 
А. С. Пушкина. Новая сцена позиционируется как экспериментальное арт-пространство. Она открылась оригинальным сценическим прочтением чеховской «Чайки», которую на суд общественности совместно с актерами последнего выпускного курса театрального отделения Харьковского университета искусств представила молодой режиссёр Ольга Турутя-Прасолова. Особенностью ее режиссерского почерка являются выразительные пластические решения под аккомпанемент современной электронной музыки. Радует, что в «Чайке», в отличие от её более раннего спектакля «Тени забытых предков», в котором постановщик продемонстрировала фестивальной публике многочисленные приёмы новаторской режиссуры, важный акцент делается на экспрессивной манере сценического существования актеров.
В целом же фестиваль «Курбалесия-2017» в полной мере представил театральную жизнь Харькова, увы, далекую от идеала. Откровенно разочаровали, как это ни парадоксально, именно спектакли государственных театров. Комедия «Житейское море», поставленная по пьесе И. Карпенко-Карого заслуженной артисткой Украины Оксаной Стеценко на сцене театра имени Т. Г. Шевченко, поразила творческим диссонансом. Амбиции режиссера вступили в конфликт с материалом и трактовками ролей исполнителями; как мне показалось, большая часть из них отбывала на сцене повинность, транслируя в зрительный зал соответствующее настроение. Однако, принимая во внимание юный «возраст» премьеры, теплится надежда, что со временем спектакль обретет жанровое постоянство.
Театр юного зрителя пошел наперекор своему официальному предназначению и включил в фестивальную программу «Хозяина» 
И. Карпенко-Карого — спектакль для взрослых в жанровой подаче грубого социального кича. Режиссер-постановщик Александр Ковшун смог достаточно убедительно зафиксировать на сцене дух времени. 
Куда больше попыток осмыслить современность сделали именно негосударственные театры. Чего стоит эпическая драма «Мамаша Кураж и её дети» в учебным театре «Анима» Харьковского университета искусств! 
«Театр 19» напомнил нам о современной драматургии, показав зрителям спектакль по пьесе «Звериные истории» американского драматурга Дона Нигро. 
Нишу детского репертуара занял очаровательный спектакль-пантомима «Спасательный круиз» по пьесе Ульриха Хуба в исполнении артистов театра «Может быть».
Конечно же, «сквозным действием» нынешней «Курбалесии» стал конкурс устных рецензий, проводимых молодыми львовскими и харьковскими театроведами. Они подробно анализировали и обсуждали каждый спектакль. Благодаря свободному формату фестиваля работа студентов превратилась в практический тренинг — познавательный и полезный начинающим театроведам. 
По решению экспертной комиссии, в состав которой вошли ведущие театральные критики, журналисты и педагоги кафедры театроведения ХНУИ, победителем стала студентка из Львова Маргарита Пидлужная, ей вручен главный приз конкурса — премия им. Е. Русаброва. Харьковская первокурсница Галина Шамарина была отмечена дипломом первой степени. 
В тройку лучших спектаклей фестиваля, по мнению молодых критиков и жюри, вошли: «Звериные истории» «Театра 19» — за качественную работу исполнителей и сбалансированное действие; «Вишневый сад» Харьковского академического театра кукол им. 
В. А. Афанасьева — за неповторимый авторский театр Оксаны Дмитриевой и механически точное взаимодействие на сцене актёрского состава; третье место поделили «Чайка» О. Турути-Прасоловой, сцена «Театральный портал на Гоголя» (отмечены оригинальный режиссерский ход и качественное исполнение) и «Мамаша Кураж и её дети» учебного театра «Анима» — за актуальность темы и растущий профессионализм молодых актеров.
Игорь Михеев, 
студент театроведческого факультета ХНУИ.
Фото Демида 
Брюханова.

 

Читайте также
Другие материалы рубрики