Дороги к храму: православные (УПЦ)

10-02-2020

Православие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу — «правильное мнение») — одно из основных и древнейших направлений в христианстве, возникшее, как считается, около 33 года в Иерусалиме и сложившееся в Византии в первом тысячелетии в эпоху семи Вселенских соборов. Занимает третье место по численности (около 300 млн человек) среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд) и протестантизма (800 млн).
Православие, по смыслу слова рассматривающее себя — в отличие от ересей — как исповедание истинной апостольской веры, запечатлённой в Священном Писании и Священном Предании, есть вероучение Православной церкви, под которой понимается сообщество административно независимых друг от друга автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.
Православная церковь исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов, рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и глава которой — Иисус Христос.

 

На вопросы газеты «Время» отвечает руководитель отдела по делам молодежи и культуры Харьковской епархии Украинской православной церкви протоиерей Фёдор Воскобойников.

С любовью к Богу 
и ближнему 

— Какие визуальные символы и тексты являются в вашей религии священными, сакральными?
— В первую очередь это Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, то есть Библия, а также тот контекст, в котором Писание сформировалось и в котором возможно его верное понимание — Священное Предание. Под Преданием мы понимаем не те басни и суеверия, за которые Христос обличал книжников и фарисеев, а практику жизни Церкви, закрепленную в соборных правилах, уставе богослужения, жизнеописаниях и словах святых — людей, наиболее точно воплотивших в своей жизни учение Христа. 
Священные символы — Крест, изображения Спасителя и святых. 
— Назовите три самые значимые даты в религиозном календаре вашей конфессии. Как должен провести этот день (дни) верующий человек? Существуют ли в эти и/или другие дни ограничения в трудовой и иной деятельности?
— Православие не выделяет именно три даты, есть двунадесятые праздники (их, следовательно, 12). Тем не менее, думаю, можно выбрать из них такие: 
• Рождество Христово — событие вселенского масштаба, Творец сам становится частью Своего творения, чтобы очистить его от греха и открыть путь к истинной радости;
• праздник праздников — Пасха, Светлое Христово Воскресение. Христос, пройдя путём страданий и крестной смерти, воскрес и даровал каждому человеку надежду воскресения;
• Пятидесятница — День сошествия Святого Духа, День рождения Церкви, которая, по слову поэта и философа Алексея Хомякова, есть «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати».
В эти дни желательно отложить обыденные заботы, поучаствовать в церковном богослужении, порадоваться в общении с близкими людьми.
— Какие правила в поведении, внешнем виде (одежда и пр.), питании обязан соблюдать приверженец вашего религиозного течения?
— Правила основаны на двух Евангельских заповедях — любви к Богу и ближнему. О традициях и правилах написаны целые книги, но можно попытаться выразить кратко. Любовь к Богу выражается в молитве домашней (утро и вечер, до еды и после), общественной в храме вместе с ближними; в посте в определенные дни и периоды как основании для духовной борьбы с грехом внутри себя. 
Внешний вид не должен быть поводом для соблазна другому человеку, женщины посещают храм с покрытой головой, мужчины — без головного убора.
— Позволяет ли ваша вера служить в армии (брать в руки оружие), быть избирателем и кандидатом в политических выборах, участвовать в переписях населения, получать идентификационный код?
— Да, это всё позволительно. Относительно армии и оружия — когда ближние и сограждане находятся в опасности, человек обязан стать на их защиту по слову Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15:13).
— Сколько, хотя бы приблизительно, верующих насчитывает ваша религиозная общность в Харькове и области? Сколько имеется храмов (приходов, молельных домов)?
— Насколько мне известно, около 75% населения Харькова и области идентифицируют себя как православные христиане, большинство из них — прихожане храмов УПЦ. Они могут быть разными в активности посещения: кто-то бывает на богослужениях еженедельно, кто-то лишь в большие праздники, а кто-то в первый, а может быть и в последний раз причащается в больнице.
Харьковская область с церковно-административной точки зрения состоит из двух наших епархий — Харьковской и Изюмской. Харьковскую составляют 205 религиозных общин (203 храма и 2 монастыря), примерно такое количество в Изюмской епархии, то есть в Харьковской области около 400 приходов УПЦ.
— Как часто проходят богослужения?
— В центральных храмах богослужения совершаются ежедневно. В Покровском монастыре и Благовещенском соборе — ежедневно Божественная Литургия утром с вечерним богослужением накануне. В приходских храмах богослужения проходят в воскресные и праздничные дни.
— Религиозные службы мужчин и женщин проводятся совместно или раздельно?
— Совместно. Раздельные богослужения могут совершаться в монастырских скитах строгого устава.

Вернуться к единству во Христе
— Какие шаги и кто, по вашему мнению, должен сделать, чтобы преодолеть существующий ныне в украинском православии раздор?
— Трещина раскола в украинском православии углубилась, пошатнулись основы православного понимания Церкви и Её соборности в Константинопольском, Александрийском патриархатах, Элладской Церкви. Причину, к большому сожалению, вижу во властных и финансовых интересах Константинопольского патриархата. Если читатель задастся целью сравнить степень административного подчинения УПЦ — Московской патриархии и ПЦУ — Константинопольской, то увидит, что наша Церковь в этом отношении имеет гораздо большую независимость и свободу.
Думаю, что шаги по преодолению церковного раскола в Украине — это молитва и покаяние. Наша молитва о тех, чья любовь ко Христу и ближним затмилась политическими призраками и финансовыми амбициями, наше покаяние и исправление в силе жизни и искренности любви и заботы о спасении отколовшихся братьев. Со стороны Константинопольского патриарха и тех, кто его в этой ошибке поддерживает, — осознание ошибки и раскаяние в неправославных взглядах и методах церковного управления, возвращение к соборному принципу решения важнейших вопросов Церкви. Со стороны националистических ветвей православия, ушедших в раскол, было бы хорошим шагом отвержение разделяющей и ложной риторики, оперирующей понятиями «москальська церква», «московські попи» и так далее; возвращение от единства против нас к единству во Христе, Который о Себе сказал: «Я — путь и истина и жизнь» (Ин. 14:16).
— В чем, по-вашему, главные расхождения между основными христианскими направлениями — католичеством, православием и протестантизмом? Верите ли вы в то, что когда-нибудь все христианские течения сольются воедино?
— Встречал где-то мысль о различном понимании того, что Христос главного оставил людям. По мнению католика — Папу Римского, как наместника Христа, по мнению протестанта — Библию, как книгу Жизни, по мнению православного — Самого Себя в Таинстве Евхаристии. 
Объединение всех христианских течений воедино вряд ли возможно, разве только формально. Верю во Второе пришествие Христово, в котором Он явит Истину в Самом Себе.
— Критики религиозного мировоззрения как такового заявляют, основываясь на данных науки, что все вокруг нас и сам человек созданы не Божьим промыслом, а природой и эволюцией. И вера в какую-либо высшую силу — своеобразное отражение в сознании людей непонятных для их разума явлений. Что вы скажете в ответ?
— Скажу, что научными методами невозможно доказать, что Бога нет. Поэтому атеизм — это тоже вера, вера в небытие Бога. Когда святителя-хирурга Луку Крымского упрекали в вере в Бога, Которого никто не видел, он отвечал, что, делая неоднократно трепанации черепа больным, ума там тоже не встречал и совести не находил. Не всё, что реально существует, мы можем ощутить органами чувств или обнаружить и измерить приборами. «Ищите Бога — и жива будет душа ваша».
— Где и как готовят священнослужителей? Какие требования предъявляются к соискателям духовного звания? Может ли быть священником, скажем, женщина?
— Для подготовки священнослужителей существуют специальные учебные заведения — духовные семинарии и академии. Поступление в них предваряется практикой активного участия в богослужебной и социальной жизни Церкви. В начале 3-й главы Первого послания апостола Павла к Тимофею изложены основные нравственные требования к священнослужителю: «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив…» 
В Православии женщина священником быть не может.
— Получают ли зарплату священнослужители? Можете назвать ее размер? Если нет денежного довольствия, то кто их содержит?
— Общей церковной практики в этом отношении нет. Некоторые приходы имеют возможность выплачивать зарплату, так, например, я получаю полторы минимальных ставки, то есть около 6000 грн. Если нет такой возможности на приходе, то священник содержит храм и живёт сам только на добровольные пожертвования прихожан.

В искусстве важна главная идея
— Занимается ли религиозная организация волонтерством и благотворительностью? Если да, то из каких финансовых источников, кроме пожертвований верующих (прихожан), выделяются необходимые на это средства?
— У нас есть несколько волонтёрских групп, которые централизованно оказывают помощь социальным заведениям (хоспис, пансионат ветеранов, психоневрологический санаторий), отдельным людям (например, пролайф фонд «За жизнь»). Финансовыми источниками являются пожертвования прихожан и священно­служителей или собранные целевым образом в интернете. 
— Как ваша конфессия относится к светской музыке, современным танцам, изобразительному искусству, театру, кино, спортивным состязаниям?
— В искусстве важна главная идея, трансляция которой современными средствами выразительности может стать для кого-нибудь голосом, пробуждающим совесть. 
В отношении спорта — наша Харьковская духовная семинария имеет свою футбольную команду, участвующую в межвузовских состязаниях.
— Как ваша конфессия относится к табакокурению, употреблению спиртных напитков? Осуждаются ли и в какой форме различные зависимости (алкоголизм, наркомания, игромания и т. п.)?
— Допускается лишь очень умеренное употребление алкоголя, ко всему остальному отношение негативное. 
Зависимость мы понимаем как в корне ошибочную попытку наполнить душу неким суррогатом вместо Божественной благодати. Мы взаимодействуем с реабилитационными центрами, духовно помогая зависимым людям преодолеть тяжесть этих страстей и обрести свободу во Христе.
— Как ваша конфессия относится к однополой любви, до- и внебрачному сексу, контрацепции, абортам?
— Гомосексуальное поведение является искажением Божественного замысла о человеке, этот грех наносит человеческой душе тяжёлое поражение (см. Послание к Римлянам 1, 26-27). 
Добрачные и внебрачные половые отношения называются блудом и также сильно вредят человеку, разрушая его целостность. Мы призываем людей к целомудренному поведению до супружества, ведь именно тогда между людьми возникает настоящая дружба, которая может стать основой для крепкой и верной семейной любви. 
По учению Церкви душа человека существует с момента зачатия. Это подтверждается и церковным календарём, где указано Зачатие Иоанна Крестителя, Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы и, конечно же, Благовещение. Поэтому аборт на любой стадии — убийство. 
В отношении контрацепции: Церковь допускает её неабортивные виды в случаях, когда, например, семейная пара имеет детей, но следующая беременность может быть смертельно опасной для матери. Подробнее этот сложный вопрос рассмотрен в Социальной концепции Церкви.
— Как поступит религиозная община, если один из ее членов захочет связать себя узами брака с человеком другой веры или атеистом?
— Усматривая в такой ситуации заведомо непростые условия для внутреннего мировоззренческого единства будущей семьи, переживая об этом, братья и сёстры по вере будут обсуждать с человеком возможные последствия такого шага. Но не с целью отговорить и помешать, а сделать выбор обоснованным. 
— Одобряет ли ваша конфессия новые медицинские технологии — искусственное оплодотворение, клонирование и т. д.?
— Об этом, опять же, очень обстоятельно говорит Социальная концепция. Если вкратце, то клонирование недопустимо, так как личность человека уникальна. В вопросе искусственного оплодотворения есть много этических тонкостей. Церковь допускает лишь отдельные его виды: важными критериями здесь являются семейное единство пары, являющейся донорами клеток, вынашивание ребёнка родной мамой, непозволительность абортирования «сомнительных» зародышей. В ситуации проблем в семье с рождением собственных детей хорошо помнить и о тех малышах, которых родили и бросили, на всю жизнь лишив их тёплой родительской заботы и любви.

Самый тяжелый грех — гордыня
— В чем ваша религия видит проявление наивысшей добродетели и какой грех считается самым тяжелым? Является ли таковым неверие в Бога? 
— Неверие в Бога может быть совершенно разным по векторной направленности сил. Кто-то взывает вслед за человеком из евангельского повествования «Верую, Господи, помоги моему неверию!», а кто-то убежденно, с некой злобной радостью пытается бороться со всеми проявлениями веры. 
Самый тяжелый грех — это гордыня. Именно этот грех сделал лучшего и высшего из ангелов, Денницу, сатаной, дьяволом, противником Божиим. Этот грех лежит в корне фактически каждого прегрешения, подуманного, сказанного или сделанного человеком. 
Высшая добродетель — любовь как доброе расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога (мысль св. Максима Исповедника). Душа, живущая такой любовью, и всякого человека любит по-настоящему, помогает преображению его и окружающего мироздания.
— Каково представление вашего вероучения о загробной жизни? Что будет с человеком (его душой) после смерти?
— Мы не можем себе представить, какую жизнь и какие блага готовит Бог для деятельно любящих Его, и не можем вообразить, как будет страдать душа, привыкшая наполнять себя лишь тленными благами временной жизни и навеки их лишённая. Есть хорошая книга американского православного священника Серафима Роуза «Душа после смерти», советую ознакомиться с ней.
— Важно ли для вашей общины увеличение ее численного состава? Каким образом она пополняет свои ряды? Используются ли для «агитации и пропаганды» современные средства коммуникации, например социальные сети?
— Мы беспокоимся о множестве людей, сделавших первый шаг в Церкви через Крещение, а затем за суетой и заботами жизни забывающих пребывать в Ней.
Многие христиане, будучи активными членами социума, пользуются всевозможными средствами коммуникации, социальными сетями. Бог, Церковь, Божественные заповеди являются центром их жизни, по крайней мере, они стремятся дать Богу действовать в центре их бытия. И мы делимся с друзьями, знакомыми, всеми, кому мы чем-то интересны, тем, чем мы живём, что для нас значительно и содержательно, прекрасно и вдохновляюще, предупреждаем о том, что считаем угрожающим и опасным, зовём приобщиться с нами Богу в красоте и правде богослужения, в жертвенном служении ближним.
— Как вы сами пришли к вере в Бога? Почему вы считаете, что именно религия, которую вы исповедуете, является единственно верной?
— Моя семья пришла к Богу через тяжелую неизлечимую болезнь моей старшей сестры Анечки. Мы углубились в церковную жизнь, отец стал священником. Я прошёл через различные церковные послушания, полюбил их, увидел, как преображается человек в Церкви. Вижу и знаю духовно крепких людей среди церковного священноначалия. Я больше нигде таких людей не встречал. Встретив в Православной Церкви Бога, я нашёл всё, что мне нужно. Чего мне ещё искать?
— Какое, на ваш взгляд, значение в XXI веке имеет религиозное мировоззрение вообще и в жизни отдельного человека в частности? 
— Религиозное мировоззрение в любое время, в наше — особенно явно, наполняет мятущееся и уносящееся время человеческой жизни дыханием вечности, позволяет ставить, видеть и достигать высоких целей, достойных доброй исторической памяти, имеющих вечную ценность.
— Согласны ли вы с утверждением, что религий много, а Бог один?
— Бог — Единый, Которому мы поклоняемся в Троице — Отцу, Сыну и Святому Духу.
Религий много, и у каждой — своё представление о Боге, следовательно, свои методы движения к своей цели. Всегда остается вопрос, насколько верно Истинный Бог отражён тем или иным вероучением, к кому приведёт начертанный религией путь. Однако мы можем говорить об ошибочности конкретного религиозного пути, но никогда не можем сказать о конкретном человеке, что он точно погибнет для вечности. Ведь есть еще такие измерения, как совесть и интенсивность духовной жизни, которые индивидуальны в каждом из нас, а любовь Бога к своему высшему созданию, человеку, — это любовь до собственного страдания и смерти в Лице Сына Божия, Иисуса Христа. В Нём — надежда на спасение каждого человека. 

***
В следующий вторник, 18 февраля, в цикле «Дороги к храму» будут представлены мормоны, которые по не зависящим от редакции причинам пропустили свою очередь.

 

КТО ЕСТЬ КТО

Фёдор Владимирович Воскобойников родился 9 февраля 1982 года в Харькове в семье инженеров. В 2000 г. закончил Харьковскую среднюю специализированную музыкальную школу-интернат по классу хорового дирижирования, в 2004-м по той же специальности — Харьковский национальный университет искусств им. И. П. Котляревского.
В 2005 г. рукоположен в сан дьякона, затем — в сан священника. В 2007 г. закончил Харьковскую духовную семинарию. Клирик Благовещенского кафедрального собора г. Харькова, настоятель Гаврииловского храма при областном специализированном доме ребенка «Гиппократ», руководитель отдела по делам молодежи и культуры Харьковской епархии УПЦ, глава регентско-певческого отделения Харьковской духовной семинарии. 
В 2003 г. женился, воспитывает с женой Юлией двоих детей-музыкантов.
Вместе с супругой и помощниками из православной молодежи организовал и уже около 10 лет проводит в Харькове православные фестивали «Різдвяночки» и «Хорова Пасхалія», «Великопостный концерт», детский концерт в поддержку онкологически больных детей «Дети — детям». 
Инициировал создание епархиального духовно-просветительского центра «Фома».

 

 

Другие публикации цикла «Дороги к храму»:

о проекте

http://timeua.info/post/obshestvo/dorogi-k-hramu-novyj-prosvetitel-skij-proekt-gazety-vremya--17078.html

адвентисты седьмого дня
http://timeua.info/post/obshestvo/dorogi-k-hramu-adventisty-sed-mogo-dnya-17099.html
баптисты
http://timeua.info/post/obshestvo/dorogi-k-hramu-baptisty-17173.html
евангелисты (христиане веры евангельской)
http://timeua.info/post/obshestvo/dorogi-k-hramu-evangelisty--hristiane-very-evangel-skoj-17243.html
иудеи
http://timeua.info/post/obshestvo/dorogi-k-hramu-iudei-17327.html
караимы
http://timeua.info/post/kharkov/dorogi-k-hramu-karaimy-17432.html
католики
http://timeua.info/post/kharkov/dorogi-k-hramu-katoliki-17481.html
греко-католики
http://timeua.info/post/obshestvo/dorogi-k-hramu-greko-katoliki-17559.html
кришнаиты
http://timeua.info/post/kharkov/dorogi-k-hramu-krishnaity-17625.html

лютеране

http://timeua.info/post/obshestvo/dorogi-k-hramu-lyuterane-17693.html

лютеране (НЕЛЦУ)

http://timeua.info/post/obshestvo/dorogi-k-hramu-lyuterane-nelcu-17755.html

методисты; Армия Спасения

http://timeua.info/post/kharkov/dorogi-k-hramu-metodisty-armiya-spaseniya-17896.html

мусульмане

http://timeua.info/post/obshestvo/dorogi-k-hramu-musul-mane-17976.html

православные (ПЦУ)

http://timeua.info/post/obshestvo/dorogi-k-hramu-pravoslavnye-pcu-18038.html

православные (УАПЦ)

http://timeua.info/post/obshestvo/dorogi-k-hramu-pravoslavnye-uapc-18115.html

 

Читайте также
Другие материалы рубрики