К школьным новогодним каникулам харьковский детский театр «Каламбур» преподнес юным зрителям замечательный подарок — спектакль «Ночь перед Рождеством», поставленный по оригинальной обработке Юлитой Ран знаменитой повести Николая Гоголя.
В музыкальной комедии задействованы сорок молодых артистов — совсем дети, подростки, юноши и девушки.
Приступая к работе над спектаклем, постановочная группа в первую очередь думала о том, как заинтересовать зрителя. Все ясно осознавали, что предстоит рассказать классическую историю по-новому, не так, как в легендарном фильме или в не менее легендарном мультике.
Захватывающее зрелище — скорее не спектакля, а театрализованной игры — помогли юным артистам воплотить на сцене режиссер и хореограф Светлана Гончарова и художник Елена Губик. Музыкальные и вокальные сцены с включением народных мелодий разработали аранжировщик и композитор Евгений Андреев совместно с признанным специалистом по украинскому фольклору Галиной Бреславец. Наряду с аутентичным исполнением звучат колядки в стиле рэп. Декорационное оформление разнообразят зрелищные клипы, демонстрируемые на фоновом экране театрального задника. Видеооформление создала Дарья Смитская, студентка третьего курса Харьковской академии дизайна и искусств.
Итак, несколько тинейджеров, увлекаемых активными действиями современного тиктокера Полины Гагариной, развлекаются на околице легендарной Диканьки, не подозревая, что скоро встретятся с Чёртом и из-за его бесовских забав станут участниками мистической истории.
Как повели себя современные подростки, оказавшись среди героев таинственной повести Гоголя? Сначала были обескуражены, но очень быстро нашли общий язык как с литературно-реальными, так и литературно-мистическими персонажами — весело исполнили несколько рождественских колядок, в том числе в современных ритмах. Это их так вдохновило, что они уже не смогли отказать себе в желании пройти от начала до конца весь придуманный Гоголем сюжет, параллельно снимая происходящее на смартфон.
Интересно решено в спектакле совпадение двух миров — реального и параллельного. Духовное слияние прошлого и настоящего времени присутствует, но ритмико-мелодическая разница видна благодаря костюмам, влияющим на стиль и манеру поведения одних, якобы спонтанно действующих лиц, и других — конкретных персонажей, имеющих по воле классика имена, уже ставшие для нас хрестоматийными.
Автор драматической композиции Юлита Ран весьма осторожно обошлась с гоголевской историей, корректно интерпретировав события, происходящие в хате Солохи. Молодая исполнительница этой роли Таисия Воронина играет особу, способную веселить саму себя, а потому никогда не унывающую, отчего хуторяне и считают ее владеющей колдовскими чарами.
Александр Козаков в роли Чёрта тип скорее любознательный, нежели пагубный. Интересно разработан пластический рисунок роли в виде своеобразного танца с фигурными акцентами выразительных антре. Александр прекрасно двигается, удачно фиксируя важные моменты своего участия в череде им же спровоцированных конфликтных ситуаций.
Лирическая тема высвечивается на общем фоне двумя очаровательными исполнителями — Вениамином Скориком (Вакула) и Марией Лупан (Оксана). Непосредственность этой пары умиляет и вызывает сочувствие. Искренность буквально во всем: во взглядах и действиях, в переживаниях Оксаны за необдуманный шуточный каприз и в гордости Вакулы за отчаянный поступок, совершенный из-за прихоти возлюбленной. Добытые им царские черевички были приняты Оксаной не как предмет роскоши, а стали подтверждением его любви к ней. Диву даешься, как не обучавшиеся актерскому мастерству Вениамин и Мария столь правдиво, с пониманием сути внутренних взаимоотношений Вакулы и Оксаны смогли столь ярко раскрыть два противоречивых сценических характера! Не думаю, что такое возможно только при одном лишь участии режиссера-постановщика. Да, можно, в конце концов, объяснить, талантливо показать и попросить, чтобы повторили, но всё равно это было бы приблизительной демонстрацией чувств, а в данном спектакле действуют живые, реально оценивающие себя Вакула и Оксана. Понимаете? Дети, переставшие быть контурно обозначенными персонажами! Кстати, это касается и общего настроения, создаваемого в спектакле Даниилом Хоменко (Чуб), Григорием Коваленко (Голова, Дьяк), Нелей Лампер (Переперчиха), Марией Плюсковой (Панасиха), Анной Копьёвой (Ткачиха), комфортно существующих в жанре эксцентрической комедии.
На мой взгляд, в отрезке переживаемого исполнителями сценического времени присутствует важная составляющая, к сожалению, утраченная на профессиональной сцене — театральность органичного присутствия в предлагаемых обстоятельствах роли. В данном контексте «театральность» следует оценивать как «профессионализм», но пока мы не имеем такой возможности, потому что перед нами, как ни суди, артисты народного детского театра «Каламбур»…
Неоспоримыми достоинствами всего постановочного и исполнительского состава, осуществившего оригинальное сценическое прочтение гоголевской повести, стало желание привлечь внимание современной молодежи к истокам национальной культуры, аутентичной народной музыке, обрядам, литературному украинскому языку и классическому наследию писателя, чье творчество неразрывно связано с Украиной.
Из досье «Времени»
Народный детский театр «Каламбур» создан в 1985 году и сразу же стал призером городских конкурсов и фестивалей «Харьковские Дионисии», «Сказочный мир», «Первые шаги».
На протяжении почти четырех десятилетий театр — непременный участник многих всеукраинских конкурсов: «Желтый звук» и «Театрон» (Харьков), «Театральная осень» (Прилуки), «Дивосвіт Таврії» (Херсон), «От Гепаниса до Борисфена» (Очаков).
В 2003 г. юные актеры «Каламбура» принимали участие в открытии XI международного детского кинофестиваля «Магия кино».
Театр «Каламбур» был инициатором и организатором I международного детского кинофестиваля «Киномагия», который состоялся в Харькове летом 2004 г., и организатором I Всеукраинского фестиваля детских и юношеских любительских театров «Маски Мельпомены», который прошел в Харькове в марте 2005 г.
В январе 2006-го «Каламбур» за спектакль «Дикий» по мотивам сказки Андерсена «Гадкий утенок» стал обладателем Гран-при на VІІІ сочинском фестивале детских и юношеских любительских трупп
В целом «Каламбур» является победителем пяти международных театральных фестивалей.
В разное время спектакли «Каламбура» были представлены на сценических площадках Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Латвии, Литвы, России, Эстонии.
На протяжении трех с половиной десятилетий художественное руководство театром осуществляла обладательница почетного знака «Отличник образования Украины» Инна Геннадьевна Мищенко. Ныне в этой должности представлена актриса, режиссер и балетмейстер Светлана Олеговна Гончарова.