ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Наши земляки: казахи

Актуальное - Харьков17 сентября 2020 | 16:50

На вопросы газеты «Время» отвечает председатель харьковского городского общественного объедения казахов «Бирлик» Макка Каражанова.

Гостеприимность, независимость
и отважность

— Есть ли у вашего этноса легенда об его возникновении и тотемное животное (растение)?

— Одним из важных тотемов казахов является волк, для нас он священ, ему мы поклоняемся. В честь волка казахи проводят конно-спортивную игру «кок бар» (серый волк). Казахская народная игра «кыз-бори» (дева-волк) — поединок девушки и юноши. Он описан в казахском эпосе и фольклоре: только поборов девушку, юноша мог взять ее в свою власть. В наше время эта древняя традиция продолжает жить в виде конной игры «кыз-куу» — «догони девушку». Также известно, что знамена Тюркского каганата украшались волчьей головой.

Второй не менее важный тотем казахов — это лошадь: казахи подвешивали к поясу копыта знаменитого скакуна как предмет, приносящий счастье в пути и оберегающий от гибели во время боя. Наскальные изображения копыт скакуна встречается в огромном количестве в Центральном Казахстане, в горах Каратау и Мангышлака. Эти рисунки казахи называли «тулпар тас» (камень скакуна).

— Если согласиться с утверждением, что такое понятие, как национальный характер, существует, то как бы вы коротко охарактеризовали свой народ?

— Гостеприимность — с древнейших времен гость в понятии казахов воспринимается как божий посланник: «Вместе с гостем в дом приходит благодать». Почтение и уважение старших, родовая принадлежность и знание своего рода до седьмого колена, независимость и отважность.

— Поддерживаете ли вы и каким образом связь со своей исторической родиной? Имеется ли на Харьковщине консульство этой страны?

— Да, конечно мы поддерживаем связь с Казахстаном, у каждого из нас там есть родственники — родители, сестры и братья. А посещение родных — это святое.

Наше общество является активным членом Всемирной ассоциации казахов, нас всегда приглашают на все значимые мероприятия, проводимые в Казахстане и за пределами Казахстана. Посольство Казахстана в Украине всегда с нами, поддерживает тесную связь с нашим обществом, приглашает на все мероприятие, посвященные Казахстану.

В Харькове есть почетное консульство Казахстана.

— Расскажите о самых значимых праздниках и/или датах в календаре вашего народа. Что принято делать либо не делать в эти дни?

— 16 декабря мы отмечаем самый главный праздник нашей страны — День независимости Республики Казахстан. В эти в Казахстане проходят большие празднества, с концертами, с участием всех народов, живущих в стране.

Праздник весны, рождения нового года — Наурыз! В этот мартовский день главным праздничным достоянием становится специально приготовленное блюдо наурыз-коже, в состав которого входят семь видов продуктов: мясо, пшеница, рис, ячмень, просо, чумиза и курт (сухой кисломолочный продукт. — Ред.). Люди ходят друг к другу в гости, поют песни, желают, чтобы наступивший год принес хорошие плоды и достаток в дом.

Еще в Казахстане есть красивый праздник, призывающий к сплоченности, дружбе и согласию — 1 мая, праздник единства народа страны.

30 августа мы отмечаем День Конституции Республики Казахстан, 1 декабря — День первого президента Республики Казахстан

— Согласно всеукраинской переписи 2001 г., представителей вашей национальности на Харьковщине было 377 человек. В какую сторону, по вашему мнению, изменилось это число? А сколько вообще в Украине и мире ваших одноплеменников?

— К сожалению, в сторону уменьшения. Казахов, проживающих в Харькове и в Харьковской области, сейчас чуть за три сотни. Большинство казахов, обитающих в регионе, — это молодежь, которая в свое время приехала учиться в вузах Харькова и впоследствии оставшаяся здесь на постоянное проживание. А ныне появились трудности с проездом: отсутствуют прямые авиарейсы и железнодорожное сообщение, поэтому студенты из Казахстана перестали к нам приезжать.

В Украине свыше 10000 казахов, в мире — около 18 млн, в том числе в самом Казахстане более 12,5 млн.

— Сколько человек, хотя бы приблизительно, в вашей национально-культурной организации?

— Примерно 100, активных до 20 человек.

— Назовите самую распространенную в вашем этносе фамилию, а также наиболее популярные женские и мужские имена. Что они означают?

— Фамилии в основном происходят от имен собственных: Ахметов (Ахмет — тот, кто постоянно благодарит Бога), Смагулов (от Исмагил — Аллах все слышит), Нургалиев (Нур — светлый, Али — высокий).

Наиболее популярные имена: женские — Гуля, Гульнара, Гульмира, Айгуля (все они производные от слова гуль — цветок, подобная цветку, цветок мира, лунный цветок); мужские: Абай (наблюдательный, предусмотрительный, мыслитель), Аким (умный, мудрый, гений), Байбакты (богатый, славный человек).

— Как давно, по вашим сведениям, появились на Слобожанщине первые представители вашего народа?

— Историческая связь предков современных украинцев и казахов завязалась несколько веков тому назад. Торки (гузы, узы) — одно из тюркских племён, выходцы с территории нынешнего Казахстана, кочевавшие в причерноморских степях в X–XIII веках. В 985 году торки-наёмники принимали участие в походе князя Владимира Святославича на булгар и хазар.

— Перечислите нескольких знаменитых харьковчан вашей национальности. Чем они прославились?

— Выпускник Харьковского государственного художественного института (окончил скульптурный факультет в 1951 году) Хакимжан Исмаханович Наурызбаев (1925–2009) — основатель казахской школы скульптуры, первый профессиональный скульптор республики, заслуженный деятель искусств, народный художник, лауреат Государственной премии им. Ч. Ч. Валиханова, лауреат премии «Тарлан», кавалер ордена «Парасат», профессор Казахской национальной академии искусств им. Т. К. Жургенова.

Из наших современников-харьковчан:

Мурат Садиков, доктор экономических наук, профессор;

Татьяна Крупа, историк, археолог (работает в направлении археологическая реставрация и консервация), заместитель председателя ХГООК «Бирлик»;

Нурлыбек Удербаев, профессор, врач-онколог, соавтор уникальной разработки по лечению онкобольных (сейчас живет и работает в Казахстане);

Александр Моисеенко, международный гроссмейстер, член национальной мужской сборной Украины с 2002 года, двукратный победитель Всемирной шахматной Олимпиады;

Марина Кехтер, певица, композитор;

Асель Сейтжанова, скрипачка, выпускница Консерватории итальянской Швейцарии (г. Лугано).

И каждый член нашего общества — это достойный, уважаемый в коллективе и в семье человек.

— Имеются ли на карте Харькова и региона в целом топонимы, связанные с вашим этносом? Вам известно их происхождение?

— В Харькове есть улицы Казахстанская, Целинная, Алматинская, Целиноградская, Кустанайская.

В Балаклее одна из улиц названа именем капитана Муканова, героически погибшего в 1943 г. при освобождении города.

Здесь уместно сказать, что в 2010 году при нашем обществе создана поисковая группа, которой руковожу я. Мы нашли следы пропавшей в мае 1942-го на Харьковщине, в районе Красноград — Мерефа — Лозовеньки, 106-й Казахской кавалерийской дивизии. Нами был установлен весь боевой путь дивизии, опубликованы редчайшие архивные документы, продолжается работа по установлению мест гибели и мест захоронения воинов — а в дивизии было больше 4000 человек. Ежегодно к нам приезжают родственники павших поклониться праху героев…

Хорошее слово — половина удачи

— Какие обряды и обычаи у вашего народа сопутствуют наиболее важным моментам в жизни каждого человека: рождению, женитьбе/замужеству, новоселью, смерти? Есть ли, например, традиция сватовства, какие-то обязательные слова при разводе (если он допускается), оплакивание покойника и т. п.?

— Для казахов рождение ребенка всегда было значительным и радостным событием. До сих пор сохранилась пословица «Балалы уй базар, баласыз уй мазар», что значит «Дом с ребенком — веселье и счастье, без ребенка — подобен могиле». Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека.

Шильдехане — празд¬нество по поводу рождения сына. Состоятельные люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях. Бесикке салу — укладка новорожденного в люльку. Тусау кесу — первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день, по казахскому обычаю, в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка.

Традиционно казахская свадьба состоит из нескольких этапов: предварительный сговор (кыз айттыру), сватовство (куда тусу), свидание жениха и невесты (кыз кашар), свадьба в доме невесты, переезд молодой в дом мужа, свадебное празднование в ауле мужа.

— Какие приметы, по вашим народным верованиям, сулят неприятности, а какие, наоборот, предвещают удачу, везение и т. д.?

— Нельзя начинать дела во вторник — они могут длиться долго. Самым удачным днем недели у казахов считалась среда.

Любые начинания, а также прием пищи нужно было делать правой рукой.

Нельзя перешагивать через человека — ребенок мог не вырасти, а такое отношение к взрослому считалось неуважительным.

Отдавая кому-либо собственные вещи, казахи оставляли себе пуговицу или кусок ткани — чтобы личное счастье не покинуло хозяина вместе с подарком.

Перед тем как выбросить личную вещь, казахи должны были провести вещью вокруг своей головы три раза.

Нельзя говорить и думать о плохом: «Жаксы соз, жарым ырыс» («Хорошее слово — половина удачи»).

— С какого возраста у вашего народа юноши и девушки считаются достаточно взрослыми, чтобы вести самостоятельную жизнь, скажем, вступать в брак? Есть ли ритуал конфирмации молодых людей?

— У казахов 12-летний цикл летоисчисления, Мушел жас — это каждый 13-й год 12-летнего цикла.

Первые 12 лет — детство. В 13 лет начинается половое созревание — первый мушел. С 13-ти до 24 лет — молодость. Второй мушел начинается с 25 лет, прекращается выработка гормона роста, что является концом физической молодости. С 25-ти до 36 лет — взрослый период. Третий мушел с 37 лет является периодом психологического взросления, переоценка ценностей. С 37-ти до 48 лет — зрелость, четвертый мушел. Период с 49-ти до 60 лет — возраст почтения, пятый мушел, так же он называется «карасакалдык» в знак того, что именно в этом возрасте к человеку приходит мудрость, но он еще достаточно силен и умен. С шестым мушелем, после 60-ти, его уже именуют «аксакал»

— Почему ваша этническая общность полагает важным сохранить свою национальную идентичность? Каким образом вы, с одной стороны, препятствуете ассимиляции, а с другой — интегрируетесь в украинское общество? Являются ли в этой связи для вашей общины межнациональные браки проблемой или решением?

— Никаких запретов и препятствий, наше общество — общество свободных людей. Каждый выбирает свой образ жизни, имеет свое видение в развитие и воспитание детей. Лично я сторонник открытости и коль мы все живем в Украине, являемся гражданами этой страны, мы должны, даже обязаны познавать украинские традиции, изучать историю и менталитет.

Казахско-украинские семьи — это семьи, в которых гармонично соединяются традиции двух народов: казахская широта, украинская мелодичность и общая неимоверная гостеприимность.

— Знают ли младшие представители вашего этноса язык предков? Изучают ли его в воскресных школах? Как, на ваш взгляд, повлияет на ситуацию закон Украины «Про освіту» в нынешней редакции?

— Воскресной школы у нас, увы, нет. Наши дети, к большому сожалению, практически не говорят на казахском, но при этом они блестяще знают свой род, обычаи, традиции и из какого они жуза.

Закон Украины «Про освіту» поддерживаем. То, что старшие классы национальных меньшинств полностью переходят на украинский язык обучения, — это правильно, они же граждане Украины. В остальном в этом документе все прописано с учетом интересов детей. Радует наличие инклюзивного обучения, наличие специальных классов для деток — социальная адаптация таким ребятишкам крайне важна. А для остальных школьников это понимание, что есть другие, не такие, как они, дети, но все равны. Уверена, это хорошая возможность проявить свою помощь и развить в себе милосердие.

— Как вы в целом оцениваете политику Украинского государства в национальной сфере?

— Положительно.

— Сталкиваются ли представители вашего этноса с дискриминацией по национальному признаку?

— Никогда.

— Как вы относитесь к возможному восстановлению в паспорте гражданина Украины графы «национальность» и к институту двойного гражданства?

— На первую часть вопроса однозначного ответа дать не могу. Для понимания всей серьезности проблемы все же должно быть проведено глубокое изучение последствий такого шага. Например, третья по численности диаспора украинцев проживает в Казахстане — какая реакция была бы их на введение такой графы в Казахстане? Я понимаю — здесь это было бы прекрасно, а там…

Двойное гражданство приветствую, очень актуально.

— Считаете ли вы справедливым тезис, что человек принадлежит к тому народу, на языке которого он думает?

— Нет. В годы существования СССР главным языком общения был русский. В Казахстане основное преподавание шло на русском, казахский шел факультативом и все равно мы остались казахами. Изучение, знание родного языка поддерживаю и приветствую.

«Дударай», бешбармак и Алдаре-Косе

— Какое направление фольклора (танцы, песни, сказания, единоборства и пр.) можно назвать «визитной карточкой» вашего этноса? Процитируйте в вольном переводе несколько строк из своей любимой народной песни.

— Танцы — камажай и кара жорга. Единоборства — казахша курес. Песня на стихи Абая Кунанбаева «Көзімнің қарасы» (в переводе «Ты зрачок глаз моих»).

Одна из самых часто поющаяся и нами любимая песня «Дударай», в которой рассказывается о несчастной любви русской девушки к казахскому парню. Название песни связано с ласковым обращением девушки к джигиту: дудар — кудрявый.

Дударай, накормил ли

ты белого коня?

В условленное место

не пришел ты.

Почему не пришел

в условленное место?

Мариям русская —

не поверил мне?

— Какие атрибуты обязательны в вашей национальной одежде? Кратко опишите ее.

— Женский костюм — платье, кажекей и такия — яркий бархатный головной убор.

Мужская — шопан, шалбар-сым — свободные брюки, напоминающие шаровары, с клиновидными кожаными вставками на внутренней поверхности бедра, бешмет — верхняя одежда, выполненная из войлока, кожи и меха.

— Какие блюда и напитки считаются основными в вашей национальной кухне? Что из украинской кухни вошло в ваше обычное или праздничное меню? Есть ли правила застолья, в том числе относительно расположения гостей?

— На праздничном столе обязательно должен быть кумыс, шубат и айран, самым главным и коронным блюдом на столе является бешбармак.

Гостей сажают по старшинству. Самые старшие на почетном месте.

Из украинской кухни обязательно готовим к праздничному столу холодец, жаркое с грибами, голубцы, любим вареники и, разумеется, борщ.

— Существуют ли в народном юморе постоянные персонажи? Можете рассказать анекдот (притчу), где главными героями являются ваши соплеменники?

— Это, конечно же, Алдаре-Косе (в переводе «безбородый обманщик»: «алдар» — обманщик, плут, острослов, «косе» — без бороды.Ред.), народный герой сказок, анекдотов и коротких притч. Сын бедняка, добрый, находчивый и умный, он обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев, глупцов.

Однажды Алдаре-Косе приехал на базар и увидел богатого бая. «Бай мой,— заговорил с ним Алдаре-Косе,— видно, ты хороший человек. И скота у тебя много. А вот золота и серебра маловато. Золото и серебро не требуют корма. Если хорошенько спрячешь, будут лежать, пока не понадобятся. Вот это настоящее богатство! Да, ты богат, но я богаче. Твое богатство — четвертая часть моего. Когда кочую, свое золото и серебро нагружаю на шесть верблюдов». Через некоторое время Алдаре-Косе добавил: «Ты имеешь пятьдесят верблюдов, триста лошадей и тысячу баранов. А если зима продлится? Они ведь могут погибнуть. Бай мой, я хочу сделать тебе одолжение и обменять твой скот на мое золото». Обрадовался бай и согласился менять скот на золото. «Дай мне твоего коня, и я быстро привезу свое золото»,— сказал Алдаре-Косе. «Бери, бери. Конь мой не быстрый, поэтому возьми и мою камчу», — сказал бай. Сел Алдаре-Косе на байского коня — только его и видели.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Макка Сагангалеевна Каражанова родилась в Оренбурге 27 ноября 1966 года.

В 1992 г. окончила Харьковский политехнический институт, специальность «Технологии электрохимических производств», а в 1992–1993 гг. училась в Харьковском институте общественного питания (специальность — «Внешнеэкономическая деятельность»). Почетный профессор Межгосударственного института украинско-казахстанских отношений им. Н. А. Назарбаева.

Предприниматель — директор компании «Каражановъ и Ко».

Харьковское городское общественное объедение казахов «Бирлик» возглавляет с 2006 г.

В 2007 г. была делегатом ООН от Украины на Всемирном конгрессе женщин (г. Нью-Йорк, США).

2011 г. и 2017 г. — делегат от Украины на IV и V Всемирных курултаях казахов (г. Астана, Казахстан).

2012 г. — участник международной научно-практической конференции «Независимый Казахстан и зарубежные казахи», посвященная 20-летию Всемирной ассоциации казахов.

2013 г. — ответственный секретарь от Казахстана на I форуме глав диаспорских организаций стран Совета сотрудничества тюркоязычных государств (г. Баку).

2014 г. — избрана сопредседателем совета руководителей национально-культурных обществ Харьковской области при департаменте массовых коммуникаций облгосадминистрации.

Награждена Золотой медалью «Бирлик» Ассамблеи народов Казахстана («Қазақстан халқы Ассамблеясының қоғамдық «Бірлік» алтын медалімен»), медалью «25 лет Независимости Республики Казахстан» («Қазақстан Республикасының Тәуелсіздігіне 25 жыл»), почетной грамотой Всемирной ассоциации казахов, другими правительственными и негосударственными отличиями.

Замужем, есть взрослая дочь.

ФИРМЕННОЕ БЛЮДО

Казахские баурсаки

Рецепт из национальной кухни от Зарины Саталиевой и Радмилы Бурахановой:

— Без баурсаков немыслим казахский праздничный стол. Они — неотъемлемая часть нашей культуры. В Казахстане уже несколько лет ввели праздник «День баурсака», который проходит осенью. Поэтому каждая уважающая себя казашка умеет их печь.

Для приготовления понадобятся:

мука (пшеничная высшего сорта просеянная + немного для разделки готового теста) — 500 г; молоко теплое — 300 мл;  масло сливочное (заранее растопленное и охлажденное до комнатной температуры) — 20 г;  дрожжи (свежие) — 20 г; яйцо куриное (комнатной температуры) — 1 шт.;  сахар — 1 ст. л.; соль — 1 ч. л.; вода (горячая, чтобы растворить в ней сахар и соль) — 50 мл; масло растительное для жарки.

Сахар и соль заранее растворить в горячей воде и немного охладить. Свежие дрожжи развести в теплом молоке ложкой или руками, добавить растопленное сливочное масло, слегка взбитое яйцо, влить соляно-сахарную смесь и перемешать ложкой. В просеянную муку, частями вливая молочную смесь, замесить тесто, мукой стараться не забивать, тесто должно быть липким. Закрыть пленкой, поставить в теплое место на полтора часа. Снова хорошо помесить и снова накрыть, поставить в теплое место на 40 минут. Тесто раскатать, присыпать мукой, порезать на квадратики, жарить на умеренном огне, но не на раскаленном масле, чтобы цвет не был темным.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях