ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Подарок харьковского киноведа ко Дню украинского кино

Актуальное - Харьков08 сентября 2020 | 12:29

На днях в выставочном зале художественной галереи «Бузок» состоялась презентация книги киноведа, доктора искусствоведения Владимира Миславского «Кінознавчі розвідки в Україні», в которую вошли малоизвестные статьи, опубликованные в периодической печати 1924—1936 годов. Двухтомное издание рассчитано как на ученых, так и на широкий круг читателей, интересующихся историей кино.

Работая в архивных отделах научных библиотек с многочисленными периодическими изданиями прошлых лет, Владимир Наумович реконструировал целостную картину становления и развития украинской кинематографической мысли тридцатых годов ХХ столетия. В результате появилась уникальная книга, на 1100 страницах которой собраны разносторонние труды киноведческого направления.
Значение этой книги не­оспоримо высоко. Не только для Украины, но и для мирового кинематографа, на мой взгляд, она стала обоснованной доказательной базой отечественных достижений в области украинского кинематографа. На страницах двухтомника оживают знакомые и, к сожалению, забытые имена кинокритиков, киноведов, деятелей театра и кино — Леонида Скрыпника, Дмитрия Бузько, Олеся Предрассветного, Леонида Чернова, Бориса Антоненко-Давидовича, Мирослава Ирчана, Валериана Полищука, Алексея Полторацкого, Николая Бажана, Александра Корнейчука, оставивших нам в наследие свои свидетельства о сложных процессах, происходивших в украинском кинематографе первой трети минувшего столетия.
Думаю, собрать столь ценный материал и в одночасье издать такую книгу как «Кінознавчі розвідки в Україні» — вряд ли бы удалось без заранее проделанной кропотливой работы, предваряющей появление поистине уникального издания. Предтечей тому послужили глубокие исследования, например, опубликованные Владимиром Миславским в четырехтомной «Фактографической истории кино в Украине 1896—1930», где опять-таки впервые харьковским киноведом были систематизированы сведения об игровых, хроникальных и анимационных фильмах созданных в указанные годы. Кроме того, во второй том вошло более семи сотен биографических статей о сценаристах, режиссерах, актерах, художниках и операторах, что уже стало хорошим подспорьем для тех, кто посвятил себя изучению истории отечественного кинематографа.
Прочитав двухтомник «Кінознавчі розвідки в Україні», вы откроете для себя много интересных фактов, обнаруженных Владимиром Наумовичем в архивных хранилищах и в сотнях старых газет и журналов , исследуемых автором на протяжении долгого времени.
Помимо сугубо научного значения, это издание заключает в себе ценный культурно-просветительский посыл. Простите, но для большинства наших современников история украинского кино начинается только с появления кинокартин Александра Довженко. Немногие специалисты в этой области знают о модернистском течении отечественного кинематографа 1920-х годов, у истоков которого стояли выдающийся театральный режиссер Лесь Курбас и известный скульптор Иван Кавалеридзе.
— Допустим, если об истории кино каждый что-либо знает, то о зарождении киноведческой мысли — практически никто и ничего. По истории киноведения не было издано ни одной книги — это первая. Мною обнаружено много интересных статей в периодических изданиях, которые не являются специализированными, но в них публиковались любопытные рецензии, дающие нам возможность представить, как под давлением тоталитарного режима развивался украинский кинематограф. С помощью авторов статей и их воспоминаний, мною произведена полная реставрация значительного периода в истории украинского кинематографа, — лаконично высказался о новой книге Владимир Миславский.
Ежегодно каждую вторую субботу девятого месяца в независимой Украине отмечается День украинского кино. В этом году он выпадает на 12 сентября.
«Кінознавчі розвідки в Україні» станут превосходным подарком не только нашим соотечественниками, а, уверен, всему мировому сообществу кинематографистов. Книга великолепно издана. Винтажно оформленные переплетные крышки перетянутые декоративной бичевой, скрывают стилизованный в духе того времени форзац лист, затем следует строгий титул, а за ним открывается особенный мир людей, размышляющих о кино, о времени, в котором им суждено было жить и работать в одном строю вместе с украинскими первопроходцами, создававшими это загадочное и неповторимое искусство.
P.S. Несколько десятков экземпляров уникального издания «Кінознавчі розвідки в Україні» уже переданы автором в фонды крупных государственных, научных и университетских библиотек.

Александр Анничев.

Из досье «Времени»
Лауреат пяти творческих премий, дипломант Международного правозащитного фестиваля «Ступени», старший преподаватель Харьковской академии культуры, академик Украинской киноакадемии, доктор искусствоведения Владимир Миславский родился в 1960 году в Харькове.
В 18-летнем возрасте освоил профессию киномеханика, а в 1989-м уже передавал свои профессиональные знания учащимся профильного училища. В 1992 году окончил в Москве сценарно-киноведческий факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор более 200 монографий и статей о кинематографе, опубликованных в Украине, России, Польше, Чехии, Германии, Франции, Словакии. Как киновед был аккредитован и принимал участие в престижных международных кинофестивалях, проходивших в Каннах, Берлине, Киеве, Москве. Избирался председателем жюри международных кинофестивалей «Экспромт», «Боммер», «Кипарисы Партенита», «Ступени», «Харьковская сирень», «Дитятко».
Автор и ведущий нескольких телевизионных программ о кино, выходивших в эфир на всесоюзном и республиканском телевидении.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях