ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Чернобыльская катастрофа «шершавым языком агитплаката»

Актуальное сегодня12 апреля 2021 | 15:09

XI международная триеннале «Changes» («Изменения») экологического плаката «4-й блок» пройдет в Харькове с 22 апреля по 16 мая.

Выставка начнет свою работу в залах харьковского «ЕрмиловЦентра», где будут представлены 950 плакатов из 53 стран мира, отобранных международным экспертным комитетом.

Деформация привычных форм…
Вот уже три с половиной десятилетия участники международного проекта «4-й блок» осмысливают искусством плаката, как изменяется отношение людей к жутким событиям Чернобыльской катастрофы 1986 года. В этом году фестиваль откроется в одиннадцатый раз и, как всегда, его целью является продвижение экологических и прогрессивных социальных идей, отстаивание принципов устойчивого развития и безопасной экополитики средствами дизайна. «Именно так организаторы и участники триеннале пытаются ответить на актуальные проблемы современности — вызовы пандемического мира, в котором каждый из нас научился делить свою жизнь на физическое и цифровое», — объясняет президент и арт-директор «Changes» Олег Векленко.
Чернобыльской трагедии посвящено множество книг, песен, отсняты документальные и художественные фильмы по всему миру. «Земля забвения», «Чернобыль. Зона отчуждения», «В субботу», «Аврора», «Распад» — лишь небольшая часть списка лент об аварии, рассказывающих о судьбах людей, которых коснулся взрыв на атомной станции. Между прочим, тема Чернобыля используется и в известных голливудских блокбастерах, например «Универсальный солдат. Возрождение» и «Трансформеры. Тёмная сторона Луны». Сам же город-призрак неоднократно становился площадкой для съемок клипов и короткометражных картин, например мы можем наблюдать его в ролике «Marooned» группы «Pink Floyd».
Сегодня Чернобыль является своеобразным городом-музеем, в котором на стенах и внутри брошенных строений свободные художники создают авторские инсталляция и граффити. Искусствоведы отмечают, что после аварии на ЧАЭС в украинском искусстве живописи и ваяния возникло новое направление, тяготеющее к мистификации символических замыслов, проявляющихся в аллегорической деформации привычных форм.
XI триеннале важна еще и тем, что совпадает с четырьмя юбилейными датами: 35-летием Чернобыльской катастрофы, 10-летием аварии на АЭС «Фукусима» (Япония), 30-летием со дня первого фестиваля, 100-летием Харьковской государственной академии дизайна и искусств (ХГАДИ). Юбилейные выставки реализуются при поддержке Украинского культурного фонда в рамках программы «Культура+». Кстати, плакаты «4-го Блока» в рамках инициативы «PosterTerritory» будут также выставлены на обозрение в Лос-Анджелесе (США).
…и постоянные изменения
Две трети плакатов в «ЕрмиловЦентре» будут демонстрироваться в цифровом варианте, отражая общие тенденции перехода естественной жизни в сферу цифрового отражения. Формообразующие объекты выставляются локально внутри помещения и под открытым небом вокруг демонстрационного зала, что обеспечит посетителям безопасное обозрение, необходимое для соблюдения санитарных норм. По такому же принципу будут организованы параллельные программы, которые разместятся одновременно в академии дизайна и искусств, галерее имени Генриха Семирадского, Чернобыльской исторической мастерской, музее-лаборатории «4-й блок» ХГАДИ и муниципальной галерее.
Само пространство выставки состоит из трех частей: входной группы «ЕрмиловЦентра», внутреннего помещения галереи и внутреннего двора. Экспозиция начинается с улицы, где зритель увидит плакаты, напечатанные на баннерах. Внутри галереи — инсталляция поврежденного взрывом реактора, накрытого саркофагом. Эта зона недоступна для физического пребывания, зритель будет иметь возможность заглянуть внутрь только через монитор. Затем посетители попадают в контрастное пространство внутреннего двора, где под открытым небом выставлены постеры, напечатанные на баннерной ткани. Они становятся как бы частью окружающей среды, следуя состоянию солнечной, ветреной или дождливой погоды. «Постоянные изменения создают предпосылки для переосмысления обстоятельств жизни и формирования новых взглядов на привычные вещи», — считает куратор «4-го блока» Виктория Бавыкина.
Пространственное решение выставочной части в «ЕрмиловЦентре» разработали студенты Харьковской школы архитектуры под руководством Бориса Филоненко и Александра Кривцова, а медиа-инсталляции XI триеннале создали в объединении «Photinus studio» (Киев) и «Aza-Nizi-Maza» (Харьков). Кроме того, все работы можно будет увидеть в виртуальном пространстве, разработанном харьковскими специалистами в сфере цифрового графического дизайна Никитой Худяковым и Богданом Прилуцким.
В состав жюри «4-го блока» вошли звезды графического дизайна Анабелла Салем (Аргентина), Анил Айкан и Джонатан Барнбрук (Великобритания), Николай Коваленко (Словакия), Илья Павлов (Украина), Бюнг-ил Сан (Южная Корея), Ольга Северина (США), Сергей Серов (Россия). Именно эта экспертная команда будет определять победителей в пяти номинациях — «Чернобыль-Фукусима. Правда истории ради перемен»; «Экологическое сознание. Измени себя»; «Изоляция. Жизнь среди перемен»; «Худпром. Научиться изменять»; «Анимационный плакат».

По материалам PR-агенции «Bagels & Letters».

P.  S.Если Харьков к 22 апреля не выйдет из «красной» карантинной зоны, то все выставочные проекты будут демонстрироваться в режиме онлайн. Сообщения о дате и времени трансляции оглашаются в социальных сетях.

Из досье «Времени»

Первую триеннале экоплаката «4-й блок» вместе с друзьями-чернобыльцами и коллегами-художниками в 1991 году основал Олег Векленко, который является с тех пор неизменным президентом и арт-директором проекта.
В целом «4-й блок» начался с истории жизни самого Олега Анатольевича, графика-дизайнера, тогда преподавателя Харьковского худпрома. В мае-июне 1986 года, в самые горячие месяцы Чернобыльской катастрофы, он принимал участие в ее ликвидации. Пережив эту страшную трагедию, Олег Векленко посвятил свою профессиональную деятельность проблемам экологии и защиты окружающей среды.
Значение созданного Олегом Векленко проекта «4-й блок» велико. Ведь каждый фестиваль экоплаката позволяет художникам и дизайнерам всего мира доносить духовные и экологические идеи до широкой зрительской аудитории. За тридцать лет существования триеннале в нем приняло участие более 1000 художников из многих стран мира, которые представили зрителям около 11000 плакатов экологического и социального направления.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях