ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Даже 350 уничтоженных огнем картин не обеднили огромного наследия Михаила Беркоса

Актуальное сегодня19 апреля 2021 | 15:38

В этом году отечественное изобразительное искусство отметит 160-летие выдающегося украинского художника Михаила Беркоса.

…Осень 1861 года в Одессе стала ожидаемым событием для четы Беркосов — греческого подданного Андрея Игнатьевича и русской дворянки Марфы Ивановны. 3 сентября у них родился сын Михаил, которому судьбой было уготовано стать выдающимся украинским художником, картинами которого почти полтора века восхищается весь просвещенный мир.
По счастливому стечению обстоятельств, несколько полотен Михаила Андреевича стали частью коллекции Харьковского художественного музея. Спасло их отсутствие в мастерской, ведь 350 завершенных живописных полотен и эскизов после смерти Беркоса были сожжены — по всей видимости, обезумевшей супругой художника. Иным предположением трудно объяснить столь варварский поступок…
Основы рисования подросток Михаил Беркос постигал, обучаясь в одесской школе рисования. Окончив её с отличием, продолжил учебу в Санкт-Петербургской академии художеств в мастерской Михаила Клодта.
Со студенческих лет он становится постоянным участником выставочных конкурсов. На них его работы привлекают внимание известных искусствоведов, которые практически на каждом смотре присуждают юноше медали разного достоинства. Так, в 1887 году за картины «Вид на один из старейших парков Санкт-Петербурга» и «Лес на болоте» он удостаивается золотой и большой золотой медалей.
В студенческие годы он был принят в компанию замечательных украинских художников — Михаила Самокиша, Сергея Васильковского, Михаила Ткаченко, Петра Левченко и Константина Крыжицкого. Со многими из них он впоследствии дружил и тесно сотрудничал много лет. Академические каникулы друзья часто проводили под Харьковом. Слобожанские пейзажи столь сильно взволновали творческое воображение Михаила Беркоса, что он принял решение после окончания учебы в Петербурге непременно поселиться в предместьях Харькова.
Окончив академию в звании классного художника первой степени, он, пользуясь правом четырехлетнего путешествия за казенный счет, посещает лучшие картинные галереи в пяти странах Западной Европы.
Идеально усовершенствовав технику рисования под влиянием мастеров прогрессивной в то время живописи европейских импрессионистов, Михаил Беркос на некоторое время обосновался в Санкт-Петербурге. В этот недолгий период своей жизни он принимает самое активное участие в выставочной деятельности творческого объединения русских художников, пишет много рядовых произведений, но, ощущая нехватку новых впечатлений, уезжает из северной столицы в Харьков. С 1890 года он с семьей поселяется в старой усадьбе на хуторе Малая Даниловка. Тогда это был один из самых живописных пригородов Харькова (ныне тут расположена железнодорожная станция Харьков-Сортировочная). Здесь художник создает несколько сохранившихся до наших дней этюдов — «Полные маки», «Пейзаж с церковью», «Парники», «Долина», «Лен», картины «Хутор Малая Даниловка», «Усадьба Малая Даниловка», которые находятся в Харьковском художественном музее.
В пейзажах Беркоса показ обычного уголка, прежде всего Слобожанщины, превращается в обобщённый образ Украины. Цветовой строй пейзажа «Зима», написанного на Полтавщине, выдержан в бело-голубой гамме с розовыми отблесками с подчёркнутой декоративностью. В произведении «Улица в Умани» с большой достоверностью отражена картина провинциального городка, его пыльные дороги, кривые улочки, покосившиеся дома и купола церквушек…
Следуя импрессионистическому принципу, что «в картине должны быть следы того, как она сделана», мастер использует кругловатый, точечный, плотный мазок, что создает мерцающую, вибрирующую поверхность, где солнечный свет горячим золотистым подмалевком просвечивает сквозь световоздушный фон. Также Беркос дает частные уроки рисования, а с 1904 года начинается его педагогическая деятельность в городской школе рисования и живописи. Через восемь лет он избирается первым директором Харьковского художественного училища.
Кроме педагогической деятельности, Беркос участвует в формировании фонда Харьковского художественно-промышленного музея, становится активным членом архитектурно-художественного отдела Харьковского литературно-художественного кружка. В 1907-м Михаил Беркос с несколькими харьковскими художниками оформляет в стиле украинского модерна интерьеры Полтавского земства. Творчество Михаила Беркоса высоко оценивал выдающийся историк и общественный деятель, ректор Харьковского университета Дмитрий Иванович Багалей.
Умер Михаил Беркос в 1919 году в Харькове от тифа, всего на два года пережив смерть своих друзей Петра Левченко и Сергея Васильковского, талантливых художников и однокашников по академии художеств.
Преданные огню 350 полотен — малая часть огромного наследия, которое сберегается ныне в музейных фондах Харькова, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Ставрополя, Алупки, в музеях Германии, Франции, Швейцарии. Михаил Беркос обогатил украинское изобразительное искусство своими гениальными творениями и произведениями своих учеников, ставших достойными продолжателями лучших традиций и неоспоримым свидетельством величия харьковской художественной школы.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях