ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

До сторіччя «шевченківців»: Анна Плохотнюк

Актуальное сегодня02 августа 2021 | 15:29

Вряд ли круглые даты в жизни женщины, переступивший грань бальзаковского возраста, можно считать долгожданными и волшебными праздниками, но есть одно существенное исключение, когда возраст не имеет власти.

Красивая фигура, прямая спина, приветливая улыбка — все подчеркнуто прекрасным внешним видом всегда сдержанно-обаятельной заслуженной артистки Украины Анны Плохотнюк, светской дамы особо привлекательного стиля как в жизни, так и на сцене. Она скульптурно-выразительна, её природная пластика словно специально создана для ваятелей, художников и режиссеров. В театре есть весьма лестное определение: «костюмная актриса»: это когда наряд любой эпохи смотрится на стане артистки органично и естественно, что в свою очередь свидетельствует о широких возможностях сценического амплуа — от героинь Софокла, Шекспира, Мольера и Брехта до самых новейших авторов.
В молодости талантливая артистка сыграла множество эффектных молодых красавиц в классических и современных пьесах; сегодня такой возможности уже, увы, не представляется и с этим надо мириться. Без возрастных ролей заслуженная артистка Украины Анна Николаевна Плохотнюк не осталась, однако и в них она иронично наделяет своих сценических женщин все тем же загадочным очарованием, привлекающим наше внимание.
Всякий выход Анны Плохотнюк на сцену был и остается ярким появлением самобытного персонажа. Все её теперешние роли, как и сыгранные в молодости, скрывают за эмоциональным потоком авторского текста страстную и пылкую любовь к театру. Ох уж эти роли — пламень чувств из трогательных женских историй! На сцене — таинственная, отчаянная и непредсказуемая в поступках женщина. Есть в ней что-то от западной артистической свободы — обворожительной и раскрепощенной манеры общения. Она не бывает одинаковой. Может выглядеть излишне сосредоточенной, неулыбчивой, а иногда чуть рассеянной и смущенной, но при этом неизменными остаются женственность и обаяние…
Прошло более шести десятилетий с той поры, когда она успешно сдала вступительные экзамены в Киевский театральный институт, после окончания которого верой и правдой служит драматической сцене. Родилась Анна Плохотнюк в Николаеве и до семнадцатилетнего возраста никогда не выезжала за пределы родного города. А в 1959 году поезд «Николаев — Киев» увез девушку, решившую поступать в театральный институт, в столицу Украины. Ей повезло стать студенткой замечательного педагога, мудрого мастера, народного артиста Украины Михаила Полиевктовича Верхацкого, некогда окончившего Харьковский музыкально-драматический институт, работавшего режиссером в харьковских театрах «Березиль», «Веселый пролетарий», ТЮЗ. Учиться у него было престижно и интересно, а потому студенческое время пролетело быстро. Сыграв в дипломных спектаклях юную принцессу в «Чертовой мельнице» Исидора Штока и характерную роль бабки Буши в «Будке №27» Ивана Франко, актриса оказалась перед сложным выбором: приглашали сразу одиннадцать режиссёров, в их числе представители Ленинградского театра имени Веры Комиссаржевской, Тульского и Львовского. Михаил Верхацкий посоветовал стать актрисой львовского имени Марии Заньковецкой. Приняв слова наставника, как призыв к действию, Анна Николаевна отправилась во Львов и получает немыслимый подарок судьбы — все роли народной артистки Украины Натальи Лотоцкой, переехавшей в Киев по просьбе художественного руководителя столичного театра им. Ивана Франко Сергея Данченко.
Дебютировала Анна Плохотнюк в роли Оксаны в «Гайдамаках» Тараса Шевченко. После спектакля ей в гримировочную комнату принесли роскошный букет цветов и записку с приглашением придти по указанному адресу. Встретиться пожелала легенда национального театра, народная артистка Украины Софья Владимировна Федорцева, в свое время работавшая на сцене «Березиля» с Лесем Курбасом. Такой чести Софья Владимировна удостаивала только тех, кто, по её мнению, определял в своем творчестве перспективное развитие украинского драматического искусства. Среди постоянных гостей на ее домашних вечерах были Богдан Ступка, Богдан Козак и другие представители творческой молодежи, приезжавшие к Федорцевой со всех концов Украины. Встречи со многими из них стали для Анны Плохотнюк живым примером профессиональной этики, преданности истинным идеалам не только украинской, а мировой театральной культуры. В этом доме часто читал произведения украинских и русских поэтов замечательный мастер слова, харьковчанин Роман Алексеевич Черкашин.
…Полустанками отшумели на жизненном пути театры Львова, Москвы, Киева. И вот уже большая часть творческих достижений актрисы принадлежит Харьковскому академическому театру им. Т. Г. Шевченко. На его сцене Анна Николаевна создала неповторимые художественные образы в пьесах Генрика Ибсена, Александра Дюма, Славомира Мрожека, Луиджи Пиранделло, Жана Ануя, Леси Украинки, Мыколы Кулиша, Владимира Винниченко, Уильяма Шекспира и Александра Грибоедова. Актриса доказала, что обладает уникальными профессиональными качествами: умением не раскрывать себя до конца, обманывать зрителей неожиданной оценкой ситуаций. Характерная для актрисы манера проявляется через душевную трепетность и нервное ощущение психологического состояния её героинь, нарастающего от одного логически завершенного события к другому. Для более точного рассуждения сначала необходимо определить важное достоинство сценических работ Анны Плохотнюк — равновесие ума и сердца.
Если считать роль исповедью персонажа, то для актера она является своего рода самовыражением как личностных, так и профессиональных качеств. К сожалению, современный репертуар театра выстраивается таким образом, что не дает возможности реализовывать свой творческий потенциал опытным актрисам, посвятившим сцене талант и отдавшим ей большую часть своей жизни. Но и в малых ролях проявляются многие достоинства. Анна Николаевна уверенно держит высокую планку мастера сцены в спектаклях «Жениха вызывали?» Андрея Иванова, «Любовь» Марко Кропивницкого, «Зойкина квартира» Михаила Булгакова, «Дядя Ваня» Антона Чехова.
Также, вне всякого сомнения, Анна Николаевна является личностью, способной к переосмысливанию общепринятых человеческих ценностей, женщиной, уверенной, что во имя придуманных идеалов нельзя приносить в жертву профессиональное самолюбие и порядочность.
На протяжении многих лет Анна Плохотнюк, помимо сценической практики, вела курс актерского мастерства в Харьковской академии культуры. Студенты боготворили своего творческого наставника, вспоминая добрыми словами, что на её уроках они постигали не внешнюю форму, а глубокую суть будущей профессии, в которой было бы очень трудно разобраться без мудрого педагога.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях