ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

До сторіччя «шевченківців»: Геннадий Фролов

Актуальное сегодня01 ноября 2021 | 15:07

4 ноября свое 60-летие встретит известный украинский композитор Геннадий Фролов, заведующий музыкальной частью Харьковского академического драматического театра им. Т. Г. Шевченко, оформлению спектаклей которого юбиляр посвятил четверть века своей творческой жизни.

Не будем лукавить, заявляя, что для современного драматического театра собственный композитор в штате — редкое явление. Но в данном случае это не просто штатная единица, а именно такой специалист, каким является Геннадий Фролов: человек, обладающий талантом музыканта, верно осознающего специфику театрального действа, умеющего передать в звуковой партитуре его суть и характер. Обладая такими профессиональными качествами, Геннадий Владиславович при создании нового спектакля всегда становится полноправным соавтором режиссера и сценографа.
Первые шаги в мир музыки Геннадием были сделаны так давно, что он уже не может вспомнить, когда именно мелодия стала его путеводной звездой, заставившей несмышленого ребенка вторить красивым созвучиям. Слово «мелодия» здесь имеет основополагающее значение, так как у этого композитора музыка отличается особенной выразительностью мелодического строя, часто становящегося эмоциональным лейтмотивом драматического спектакля, как правило, поддерживая его жанровую определенность. Современный театр вышел на новый уровень взаимосвязи основных компонентов постановочного процесса, и музыка часто берет на себя функцию ретранслятора глубоких смысловых подтекстов, становится выразителем оригинальных замыслов, невозможных без результативного диалога между композитором и режиссером.
…Чтобы стать тем Геннадием Фроловым, каким он является сегодня, необходимо было попасть в руки влюбленной в музыку бабушки. Да и отец, по воспоминаниям Геннадия Владиславовича, был превосходным флейтистом, но, к сожалению, профессиональным исполнителем стать не смог: время было тяжелое, надо было кормить семью, поэтому он не смог окончить музыкальное училище. Мама работала бухгалтером, часто брала работу домой, допоздна составляя отчеты. Поэтому все заботы о мальчике взяла на себя бабушка, которая рано обнаружила у внука способности к музыке и отвела его в музыкальную школу, где подтвердили — у ребенка абсолютный слух. Геннадия приняли в фортепианный класс, но из-за коротких пальцев юный музыкант не смог стать пианистом. Сейчас он с юмором рассказывает, как педагоги пытались вытянуть ему фаланги пальцев и как переживали, что им не удается этого сделать. Бабушка не могла смириться с трагическим для неё заключением школьных педагогов и, скопив денег, однажды вошла в дом с четырьмя могучими парнями, надрывающимися под тяжестью опутанного веревками пианино. С тех пор инструмент стал для него задушевным другом, который помог успешно сдать экзамены в Харьковское музыкальное училище им. Б. Н. Лятошинского. Там произошла встреча с мудрым педагогом, именитым композитором, заслуженным деятелем искусств Украины И. К. Ковачем. Встречу эту Геннадий считает судьбоносной, ведь Игорь Константинович обладал великолепной профессиональной интуицией, был требователен, внимателен и умел распознать в своих учениках именно тот дар, который впоследствии выявлял индивидуальную исключительность будущего музыканта.
После успешного окончания консерватории (кафедра того же И. К. Ковача) Геннадий получил распределение в ту самую музыкальную школу №3, где начиналась его музыкальная карьера. К тому времени он уже был востребован и как театральный композитор, написав музыку к нескольким дипломным спектаклям в институте искусств и театре кукол. Его уже приглашают к сотрудничеству известные харьковские режиссеры Александр Инюточкин, Александр Беляцкий, Леонид Садовский, Александр Аркадин-Школьник, Анатолий Литко, Игорь Борис, Александр Ковшун и многие другие. В разное время Геннадий Фролов писал музыку к спектаклям драматических театров Николаева, Полтавы и Сум. Однако только этим его деятельность не ограничивалась — он осуществляет руководство эстрадным ансамблем Харьковского областного дворца детского и юношеского творчества, пишет оригинальную музыку для «Маленького принца», поставленного по сказке Антуана де Сент-Экзюпери в детском театре светомузыки, преподает теоретические дисциплины в родном училище им. Б. Н. Лятошинского.
В 1996-м Геннадий Владиславович получает завидное предложение стать частью коллектива старейшего драматического театра Украины, основные эстетические принципы которого были заложены в 1922 году Лесем Курбасом в творческом объединении «Березиль».
— Создавая концепцию нового театра, нашедшую отражение в новаторской эстетике «Березиля», Лесь Курбас сказал: «Сучасний театр — це театр режисера і композитора». Именно музыка позволяла известному харьковскому новатору в свое время наиболее последовательно и конструктивно доносить участникам театрального действия и зрителям глубинный смысл его режиссерской сверхзадачи, осуществить свою мечту создания нового театра, где музыка, жест, слово, грим, декорации, костюмы гармонично «звучали» в единстве его театральной партитуры, а новаторские идеи метафорического театра не вступали бы в противоречие со сложившимися в Украине традициями музыкально-драматического театра, — подчеркнул в нашей беседе Геннадий Фролов, тем самым давая понять, какую ответственность он брал на себя, принимая должность заведующего музыкально-драматической частью легендарного театра.
За 40 лет своей профессиональной деятельности Геннадий Владиславович написал оригинальную музыку к 70 спектаклям и подобрал музыкальное оформление из произведений классических и современных авторов к более чем 50 режиссерско-постановочным версиям. Большая часть созданных произведений относится к 25-летнему периоду его работы над созданием музыкального оформления к спектаклям Харьковского академического драматического театра им. Т.  Г. Шевченко.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях