ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

До сторіччя шевченківців: Людмила Захарчук

Актуальное сегодня06 сентября 2021 | 18:08

50 лет творческой деятельности на сцене одного театра!

Полвека назад Людмила Захарчук приехала из Киева в Харьков. Позади была учеба актерскому мастерству в студии при Киевском академическом театре им. И. Франко, а впереди — перспективная творческая работа в одном из лучших театров Украины. Уверенности придавало и то, что вместе с Людмилой приехал в «первую столицу» почти весь выпускной курс вместе с педагогом Брониславом Мешкисом, назначенным главным режиссером Харьковского академического драматического театра им. Т. Шевченко.
Многие вспоминают её первые роли, когда она стояла на подмостках «вся в цветах, как «Весна» Боттичелли», красивая и величественная, до слез переполненная восторженными долгими аплодисментами и одобрительными возгласами зрителей в свой адрес.
«Я считаю себя состоявшейся актрисой, а моя творческая судьба в свое время была избалована встречами на сценической площадке с великолепными мастерами, вошедшими в историю украинского театра как значительные творческие личности. У них я училась не только профессионализму, но и высочайшему уровню художественной культуры», — как-то сказала Людмила Павловна.
Захарчук была и остается любимой зрителями актрисой, на протяжении пяти десятилетий не покидающей прославленную сцену.
К сожалению, сегодня в репертуаре театра мало спектаклей, где бы ярко раскрывался талант этой замечательной актрисы: сотрудница ЗАГСа в спектакле «Любовь» по мотивам пьесы М. Кропивницкого «Где зерно, там и полова», Христина в «Украденном счастье» И. Франко, Фенна Степановна в «Шельменко-денщике»
Г. Квитки-Основьяненко, безответственная дама в «Зойкиной квартире» М. Булгакова, Марина в «Дяде Ване»
А. Чехова, Элеонора в «Василисе ГО» Е. Лягушонковой и.., пожалуй, всё. Конечно же, артистка такого недюжинного дарования достойна большего. Стройная, статная, наделенная обаятельной чувственной гаммой, способной подчинять и волновать зрителей даже в моменты, когда держит выразительную паузу. Во всем чувствуется (да простят меня читатели за кажущийся алогизм) стильная простота. Мягкие полутона украинской сценической речи у Захарчук наполнены образностью и оригинальным своеобразием. Каждое слово имеет пластический рисунок, выразительный и понятный. Текст, льющийся со сцены искрящимся потоком, в прямом смысле слова ласкает слух и радует душу. Мало кто сегодня умеет наделять фразу духовной силой, а вот у Людмилы Павловны это получается легко, без видимых стараний. У многих актрис этого театра украинская речь иногда подвергается каким-то «гламурным» интонациям, от чего теряет самобытные черты национального менталитета, а вот Захарчук этого никогда не допускает.
Её героини в уже сошедших со сцены спектаклях радовали нас жизненной достоверностью. Людмиле Павловне под стать образы трагедийного звучания, сыгранные еще в начале творческого пути: София в «Бесталанной» И. Карпенко-Карого, Маша в «Живом трупе» Л. Толстого, Христя в «Повии» П. Мирного. Совершенно иными средствами выразительности она пользовалась, играя Бричкину в «…А зори здесь тихие» Б. Васильева, Мальвину в «Молодой хозяйке Нискавуори»
Л. Вуолийоки, Лушку в «Мельнице счастья» В. Мережко. Необыкновенно хороша в искрометной комедийной роли дурковатой Мазайлихи в «Мине Мазайло» М. Кулиша, спектакле, который редко, но еще можно увидеть на малой сцене. В свое время Захарчук покорила зрителей трагедийным образом простой девушки Насти из спектакля «Смех и месть» М. Кропивницкого. Она сыграла ее так ярко и лирически наполненно, что многие харьковские поэты посвятили актрисе свои стихи.
Уже обретя популярность, Людмила Захарчук, уверенная в том, что не имеет права быть актрисой академического театра без высшего образования, поступает на филологический факультет Харьковского государственного университета им. А. М. Горького (ныне — национальный им. В. Н. Каразина). Приобретенные знания, как оказалось впоследствии, были нужны не только ей, а качественно повлияли на мировоззрение создаваемых ею на сцене героинь.
Что может принести радость актрисе, находящейся на пике творческих возможностей? Ответ традиционно прост — хорошая роль. Их в пьесах украинских драматургов выписано множество словно специально для Людмилы Захарчук. Незаслуженно забыты или просто обойдены вниманием литературной части театра имена Старицкого, Шевченко, Кропивницкого, Мирного, Украинки, Кочерги, Кулиша и еще многих других интересных драматургов, способных осчастливить классическими ролями актеров, которые в свою очередь смогут порадовать своим талантом нас, зрителей. Очень хочется увидеть Людмилу Павловну сценической героиней в одной из пьес перечисленных драматургов. Не теряем надежды на скорую встречу с ней в классической пьесе, поставленной одаренным режиссером.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях