ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

До сторіччя «шевченківців»: Петр Рачинский

Актуальное сегодня15 июля 2021 | 15:40

В минувший понедельник, 12 июля, народный артист Украины Петр Рачинский отметил свое 70-летие. 50 из прожитых семи десятков лет жизни отдано Харьковскому академическому украинскому драматическому театру им. Т. Г. Шевченко, сцена которого каждый сезон дарила актеру большую интересную роль, а то и сразу несколько.

Киев, Львов?..

Жителям села Заборовка, что в Васильковском районе Киевской области, и в голову не могло прийти, что в простой семье сельской труженицы и железнодорожника родился ребенок, которому судьба уготовила совсем иную долю — артиста одного из ведущих театров Украины. Хотя ко времени, когда мальчик учился в школе, никто уже не сомневался, что в Заборовке появился неординарный подросток. Он привлекал к себе внимание участием сначала в школьных вечерах, а затем и в концертных программах сельского клуба.
Помимо театра, Петр любил литературу и историю, был частым победителем школьных олимпиад, поэтому учителя пророчили ему учебу на соответствующих факультетах столичного университета. Однако, постояв на судьбоносном «распутье», Петр подал документы в Киевский театральный институт им. И. Карпенко-Карого, но, увы, не смог набрать нужное количество проходных баллов.
Юноша тяжело переживал неудачу. После напряженных раздумий принимает решение не возвращаться домой, а искать работу в столичном театре. Устроился монтировщиком декораций в драматический театр им. И. Франко. Теперь Петр Болеславович осознает, что совершил верный поступок, который стал его первым шагом в любимую профессию. На его глазах происходило чудо — и к нему можно было прикоснуться! А буквально рядом творили известные артисты, которым можно было задавать вопросы, и получать очень нужные ответы и полезные советы. Со многими актерами у Петра завязались добрые, дружеские отношения.
Через год удача улыбнулась — он стал учащимся драматической студии, созданной при театре им. И. Франко. Руководил курсом известный театральный деятель, актер и режиссер, заслуженный деятель искусств Украины Бронислав Мешкис. Профессио­нальные дисциплины вели народные артисты СССР Аркадий Гашинский и Михаил Заднепровский. Два года Петр совмещал учебу и работу, практически не выходя из театра. Время летело с силой пущенной стрелы. Не успел оглянуться, а уже играл в дипломных спектаклях перед строгой комиссией…
Побывав на спектаклях Львовского драматического театра им. М. Заньковецкой, в то время гастролирующего в Киеве, Петр решает во что бы то ни стало стать артистом именно этой труппы, где все лицедеи казались ему тогда счастливыми небожителями. Он сделал все возможное, чтобы выйти на контакт с худруком полюбившегося театра, и получил «добро» на дальнейшее сотрудничество с львовской труппой.
Творческая перспектива складывалась удачно, так как Петр к тому же являлся одним из кандидатов, имевших возможность получить распределение на работу в киевском театре им. И. Франко. Однако человек предполагает, а Бог располагает… В 1971 году руководитель студии Бронислав Мешкис назначается главным режиссером Харьковского драматического театра им.
Т. Г. Шевченко и решает взять с собой десять выпускников студии, настоятельно требуя, чтобы Рачинский отказался от всех прежних приглашений. Петр подчинился воле учителя и никогда о том не пожалел.

…Нет, Харьков!

В спектаклях Бронислава Мешкиса Петр Рачинский сыграл в «Патетической сонате» Мыколы Кулиша и в «Калиновом гаю» Александра Корнейчука. К сожалению, по не известным автору этих строк причинам Бронислав Мешкис смог поставить в Харькове только четыре спектакля и уехал в Одессу, а воспитанные им артисты вот уже на протяжении полувека занимают ведущее положение в коллективе шевченковцев.
Могу судить о сценических достижениях юбиляра, начиная только с 1977 года, когда впервые увидел Рачинского в роли Констебля в «Трехгрошовой опере» Бертольда Брехта. С той поры он уже никогда не выпадал из моего поля зрения, заставляя обращать на себя внимание в «Допросе», «Ричарде III», «Прощании в июне», «Игре на клавесине», «Дождях» и, конечно же, в искрометном «Шельменко-денщике», где он в 1976-м дебютировал в роли Лапуцковского, а с 1982-го играет бравого Шельменко.
Событием в театральной жизни Харькова стал спектакль «Шлях» о жизни и творчестве Тараса Шевченко, в котором Петр Болеславович создал сценический образ молодого Кобзаря. Насыщенным прекрасными ролями оказалось для артиста время, когда он работал с режиссером, ныне народным артистом России Владимиром Петровым, а театром руководил заслуженный артист Украины Александр Беляцкий. Каждый сезон артист радовал публику двумя-тремя разнохарактерными ролями из спектаклей по пьесам Зиновия Сагалова, Шолом Алейхема, Владимира Винниченко, Джона Патрика и других драматургов.
Можно до бесконечности перечислять названия и авторов полутора сотен произведений, в которых этот артист так, как умеет только он, смог донести до нас со сцены многогранные личностные особенности сыгранных им разнохарактерных героев. Между такими во многом полярно противоположными ролями, как Симеонов-Пищик в «Вишневом саде» и Кум в «Народном Малахие» и исключительными сценическими персонажами в авангардных спектаклях Андрея Жолдака, он создал целый ряд интересных, живых и не похожих друг на друга персонажей, которые восторженно принимались зрителями на театральных фестивалях 14 европейских государств! Только в минувшем десятилетии Петром Болеславовичем сыграны Онисим Алилуя в «Зойкиной квартире» Михаила Булгакова, Полицейский в «Антигоне из Нью-Йорка» Януша Гловацкого, Родной дядя в «Картотеке» Тодеуша Ружевича, Доктор в «Примадоннах» Кена Людвига, Кирилл в «Любви» по Марко Кропивницкому, дядько Лев в «Лісовій пісні» Леси Украинки, а ныне он репетирует роль Сондерса в комедии «Ищите тенора» по Кену Людвигу.
Сценические возможности Петра Болеславовича, не побоюсь этого определения, — универсальны. Ему подвластны трагические личности, герои с сентиментальным складом характера, многоликие социальные типы и эксцентричные представители так называемого «балаганного театра». В работе над ролью он идет не от внешней формы, а от внутреннего содержания, интуитивно усиливая такие качества персонажа, о которых порой не помышлял даже драматург. У него нет ни одной «плоско» сыгранной роли в спектаклях, поставленных Анатолием Литко, Николем Яремкивым, Игорем Борисом, Александром Аркадиным-Школьником, Анджеем Щитко и Александром Ковшуном.
Конечно же, большое влияние на всех без исключения сценических персонажей оказывает экспансивная натура их создателя. Петр Рачинский обладает беспокойным, я бы сказал, стихийным характером, требующим постоянного контакта. Это замечательное качество удачно срабатывает на сцене. Череда бесконечно возникающих конфликтов в комических или трагических ролях является его сценической «фишкой», которой он профессионально пользуется при поддержании ритмически непрерывного действия, тем самым удерживая внимание зрителя в постоянном напряжении.
Как и самому юбиляру, нам хочется верить, что он прошел только малую часть своего сценического пути и что где-то совсем рядом ходит красавица Роль, которая сможет при встрече осчастливить артиста и всех любящих его зрителей. Новых свершений вам, Петр Болеславович, на сцене легендарного украинского театра!

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях