ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Фотоспектакли Ирины Деркач

Актуальное сегодня15 марта 2021 | 15:21

На днях сразу в двух выставочных залах Харькова — в Доме актера и в «Nurnberger haus» — организован показ работ харьковского фотографа Ирины Деркач. Обе выставки подготовлены фотомастером к Международному дню театра.

— Дорогие друзья! Приглашаю вас на мои персональные выставки театральной фотографии «Театр. Избранное» и «Театр. Прошу любить и жаловать». Благодарна сотрудникам Дома Нюрнберга — Frau Chystyakova, Александру Костюковскому, директору и актерам горячо любимого мною Дома актера — Игорю Арнаутову, Павлу Кучину и Валерию Дзеху за организацию и теплый-претеплый прием. Отдельное спасибо Евгении Сафоновой за афишу, монтаж и за все-все-все. Кто бы что ни говорил, а лично я этой выставкой хочу сказать, что театральный мир существует, а мы, фотографы, всегда находим вдохновение в его сказочных кулисах, — обращается к потенциальным посетителям выставок их автор Ирина Деркач.
В процитированных выше словах Ирины Викторовны чувствуется восторженное отношение не к результату личного труда, а гордость от причастности к тем людям, которые создают на наших глазах волшебное сценическое пространство. Многие из тех, кто бывал на спектаклях, вглядываясь в выхваченное мгновение фиксированного кадра, открывают для себя новое качество некогда увиденного и порой укоряют себя, что «тогда» не заметили такого важного момента. Но, может быть, такого момента и не было?! Ведь театр — искусство сию­минутное и никогда не повторяющееся, один и тот же спектакль по-разному эмоционально воздействует на зрителей и зависит от многих настроенческих факторов, а порой даже и от… погоды.
На снимках Ирины волнуют выразительные фрагменты, извлекаемые из действенной композиции общего пластического рисунка роли или сцены. Она прекрасно чувствует пространственные рамки, в которые заключено совершаемое движение. Пропусти она всего лишь миг — и камера бы зафиксировала статический кадр, утратив ценный момент устремления актера или группы исполнителей к результату. Потому что на сцене всегда важен не результат, а действенный порыв к его достижению.
А вот портрет роли (не актера, а именно роли), с моей точки зрения, не всегда удачен, так как художник щадит артиста, не желая представить его в невыгодном ракурсе. Фотопортрет Ирины фиксирует не создаваемый сценический образ, а лицо знакомого человека в странном одеянии. Подчеркиваю — это на мой взгляд.
Интересно проявляются особенности внутрисценического освещения. Такой выразительной иллюзии не всегда удается добиться на театральных подмостках, а камера творит чудеса. Графическая линейность лучей, идущих от прожекторов, заправленных разными цветными фильтрами, создает на фотографиях многоцветные ореолы, окутывающие собой все, что движется. Происходит своеобразная цепная реакциях, при которой светящееся пространство, на миллиметр отделяясь от предмета, превращается в призрачную субстанцию.
Ирина Деркач осваивает в своем творчестве новое направление — уличную фотографию, объясняя эту необходимость так: «Главным здесь является человек, тем он мне и интересен. Уличная фотография отражает все как есть, без искажений, концентрируется только на человеческих эмоциях, пойманных в решающий, живой момент. Конечно же, этот жанр подразумевает съемку людей без их согласия, что для меня очень сложно преодолеть. Надеюсь, со временем опыт и большое стремление расти в этом направлении дадут свои плоды».
Тем временем шесть фотографий Ирины Деркач приняты к участию в международном конкурсе театральной фотографии «Theater Exposed», который проводится ежегодно накануне Дня театра. В нем принимают участие как профессиональные фотографы, так и любители. Возраст участников фотоконкурса не ограничен. Работы Ирины Викторовны вошли в шорт-лист фестиваля по номинациям: художественная фотография сцен из спектаклей; портрет актера в роли и за кулисами; художник в процессе; активное движение, пик момента; ретрофото из семейных архивов до 1980-х; экспериментальное фото «Я и театр». Результаты конкурса будут объявлены в конце марта. В экспертный совет «Theater Exposed-2021» вошли лучшие фотомастера Боснии и Герцеговины, Грузии, Италии, Кубы, России, США, Украины и Эстонии.
Когда этот фотоконкурс задумывался, то его организаторы, как они признаются теперь, не рассчитывали, что в мире найдется так много фотохудожников, посвятивших себя театральной фотосъемке. Ведь театральный фотограф — профессия достаточно редкая, даже уникальная. Где этому учат? Как и всякого талантливого представителя любого вида искусства — на небесах. Все познается на практике, но только в том случае, если есть способности, талант и любовь к театру!
Все это есть у Ирины Деркач. Пожелаем же ей победы!
Об итогах творческого состязания читателям нашей газеты, надеемся, она расскажет сама.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях