ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

К столетию «шевченковцев»: Анатолий Литко

Актуальное сегодня15 сентября 2020 | 13:49

Анатолий Яковлевич Литко (1934–2008) родом из села Федоровка Краснокутского района Харьковской области.

В 1956 году окончил актерское отделение Харьковского театрального института. В 1959-м стал преподавать в этом же вузе актерское мастерство, параллельно обучаясь на кафедре режиссеров драматического театра.
В Харьковский драматический театр им. Т. Г. Шевченко он попал именно в тот период, когда выдающиеся мастера сцены Александр Сердюк, Бенедикт Норд, Валентина Чистякова, Михаил Покотило, Полина Куманченко, Лидия Криницкая и многие другие занялись активной подготовкой нового поколения артистов, достойных сцены этого прославленного коллектива. Корифеи преподавали основы актерского мастерства в театральном институте и созданной при театре драматической студии. Надо признать, что они воспитали достойную смену, выпустив на сценические подмостки Леонида Быкова, Рею Колосову, Леонида Тарабаринова, Светлану Чибисову, Людмилу Попову, Владимира Шестопалова, Агнессу Дзвонарчук и Валерия Ивченко.

Именно с этим актерским составом Анатолий Литко вошел в историю украинского драматического театра как режиссер новой формации, но при этом отстаивающий традиции реалистического театра. Дебютом начинающего режиссера стал спектакль «Украли консула», поставленный по пьесе Георгия Мдивани. Затем он уверенно заявил о себе спектаклями «Человек за бортом» Аркадия Школьника и «Жена Клода» по Александру Дюма.

Когда в 1973 году после пожара в Харьковском театре юного зрителя сложилась сложная творческая ситуация и труппу покинул главный режиссер, Анатолий Литко согласился стать творческим лидером этого коллектива. Благодаря этому труппа не разбежалась, а была мобилизована талантливым руководителем-организатором на активный театральный процесс. В тот момент Анатолия Яковлевича поддержали молодые режиссеры Александр Беляцкий и Борис Варакин, а он, уверовав в их профессиональные возможности, через год возвратился в театр им. Т. Г. Шевченко, приняв должность главного режиссера.
Именно в этот момент Анатолий Литко первым в Украине приступает к работе над драмой Л. Н. Толстого «Живой труп». Роль Федора Протасова поручает Леониду Тарабаринову. Вот как вспоминал о работе над сценическим образом Протасова народный артист Украины Леонид Тарабаринов.
— Анатолий Яковлевич старался увести нас в сторону от традиционных представлений, связанных с прочтением пьесы Толстого на протяжении всей её театральной истории. Сама по себе форма сценического воплощения «Живого трупа» была переосмыслена режиссером весьма необычно. Многих пугала новая, непривычная манера работы над спектаклем и свободное обращение с пьесой в переменах порядка картин и сцен. Результат превзошел все ожидания — многих озадачила новая история со знакомым сюжетом о трагической судьбе честного и мужественного человека, ставшего жертвой лицемерно-лживого большинства. Я шел на этот спектакль с таким чувством, будто Федя ждал меня в моей гримировальной комнате. Складывалась странная ситуация зависимости меня от меня же самого. Видимо, происходило это оттого, что в процессе работы над спектаклем Литко все время настаивал не на правдоподобии, а на правде глубоких психологических переживаний. Прошло много времени, но я часто задаюсь вопросом: почему Федя не отпускает меня? И сам себе отвечаю: «Да потому, что я до сих пор мысленно даю ему возможность возвращаться в реальный мир…»
Большой мастер, создавший на сцене галерею незабываемых сценических образов, до конца жизни считал роль Протасова самой значительной и любимой, видя в этом и заслугу талантливого режиссера…
Ранней весной 1977 года театр был «взорван» шквалом аплодисментов на премьере спектакля «Не стреляйте в белых лебедей», поставленного Анатолием Литко по недавно увидевшей свет повести Бориса Васильева. И по режиссерскому замыслу, и по манере исполнения, и по сценографии, то есть, по всем синтезирующимся в этом спектакле видам искусств, он являл собой совершенный образец режиссерско-постановочного мастерства. Роль Егора Полушкина стала значительным событием в творческой биографии Валерия Ивченко, ныне известного актера театра и кино.
Буквально через год после этой премьеры начался творческий подъем театра и признание его высокого профессионального уровня по всем жанровым составляющим уникальной по тем временам репертуарной афиши. Актерское мастерство и уровень постановочной культуры высоко оценивались критиками Киева, Москвы и многих других городов, где театру выпала честь проводить ежегодные гастроли. Но… Видимо, кого-то столь широкая слава «шевченковцев» не устраивала. В результате по надуманному предлогу Анатолия Яковлевича вызвали в Харьковский обком КПУ и освободили от должности главного режиссера театра им. Т. Г. Шевченко.
В трудной ситуации опальному режиссеру протянул руку помощи художественный руководитель ТЮЗа Александр Беляцкий, пригласив его на постановку «Женитьба» по пьесе
Н. В. Гоголя. После долгого отсутствия в репертуаре детского театра спектакля по классическому наследию на его сцене появляется лучезарная комедия, в которой Подколёсина блестяще сыграл ушедший в ТЮЗ вслед за любимым режиссером артист Юрий Головин.
У меня в ту пору была возможность присутствовать на репетициях Анатолия Яковлевича и по достоинству оценить его интересную методику работы с артистами. Поражал момент обретаемой ими истины, когда, не подсказывая и не показывая, режиссер подводил актера к принятию именно того самого необходимого для персонажа решения, которое он якобы самостоятельно принимал в предлагаемых обстоятельствах действующего лица. В режиссуре это называется методом осторожного «нащупывания» необходимой манеры и интонации, которая в дальнейшем выводит артиста на единственно правильный путь сценического существования. Создание образного пространства или сценической ауры у каждого персонажа, впоследствии влияющей на общую атмосферу спектакля, становилось основополагающей целью неповторимой режиссуры Анатолия Литко.
Поставив несколько крепких спектаклей и, вероятно, осознав, что рамки юношеского театра оказались для него тесными, Анатолий Литко некоторое время руководит Днепропетровским украинским театром, затем принимает труппу Николаевского драмтеатра, ставит спектакли в Хмельницком, но в конце концов возвращается в родные кулисы Харьковского академического драматического театра им.
Т. Г. Шевченко. К сожалению, не находит прежнего творческого контакта с труппой и, оставив театр, посвящает себя педагогической деятельности, возглавив кафедру актерского мастерства и режиссуры драматического театра в Харьковском национальном институте искусств. Воспитанные им артисты сегодня достойно представляют харьковскую школу актерского мастерства на сценах многочисленных театров Украины и ближнего зарубежья.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях