ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Картины на ощупь

Актуальное сегодня04 ноября 2021 | 15:58

В Харьковском художественном музее прошло тестирование тактильных копий нескольких живописных и графических произведений, которые в ближайшее время станут доступными для восприятия слабовидящими и незрячими посетителями.

По словам научного сотрудника музея Анны Задорожной, для воплощения в рельефе были выбраны картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина, «Надевают венок» Константина Трутовского, «Завтрак» Ханса ван Санта, «Прогулка» Альбрехта Дюрера и графические работы («Українська абетка») Георгия Нарбута. Создание их объемных копий стало возможным благодаря проекту «Крокуємо інклюзією», который инициировала Харьковская областная фундация «Громадська альтернатива» при поддержке Украинского культурного фонда. Подобные идеи давно уже воплощаются в зарубежных музеях, делая их экспозиции доступными для людей с ограниченными возможностями. Несколько лет назад в Харьковском художественном музее появились инклюзивные аудиоэкскурсии по двум экспозициям, разработанные специально для людей с нарушениями зрения. А теперь «говорящие» полотна и скульптуры пополнятся еще и тактильными изображениями.
В настоящий момент все рельефные копии картин находятся на разных этапах создания. Например, картина «Надевают венок» уже вылеплена из пластилина и отлита в гипсе. Теперь ей предстоит третий этап — литье из искусственного камня. Скульптор Татьяна Альбицкая-Костомарова рассказывает, что в ходе работы она постоянно консультируется с учащимися и выпускниками специализированной школы им. В. Г. Короленко. Если в рельефе угадываются на ощупь фигуры людей, выражения лиц, детали одежды — значит, работа движется в правильном направлении.
— Тактильная картина — это не совсем классический рельеф, — объясняет скульптор. — Одни изображения (например, силуэты людей) нужно сделать очень объемными, фактурными, чтобы их было удобно «читать» незрячим людям. Другие элементы лучше сделать плоскими, а некоторые даже приходится убирать, потому что это «шум», который плохо «читается», мешает восприятию основного смысла картины.
Одной из первых заготовки для картины «Надевают венок» протестировала преподаватель музыки специализированной школы им. В. Г. Короленко Виталина Дуда:
— Здесь четко показаны контуры всех деталей, легко узнаются черты лиц, пальцы рук, одежда. Если бы процесс чтения картины сопровождался хотя бы минимальным комментарием того, что на ней изображено, ориентироваться было бы проще.
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» по ряду причин сложнее для чтения на ощупь. Тем не менее, этот репинский шедевр — гордость музея — был избран для воплощения в рельефе.
— Поскольку картина очень большая, она тяжела для чтения, — объясняет Татьяна Альбицкая-Костомарова. — К тому же на ней изображено очень много деталей: и портреты, и декорации, и костюмы… Поэтому было решено разделить ее объемную копию на три части, которые будут раздвигаться, чтобы люди могли читать картину по частям. Левая часть уже готова. Искусственный камень, в котором она выполнена, не такой холодный, как металл, и более долговечен, чем гипс. Он приятен на ощупь, а со временем, «жирнея» от прикосновений, будет становиться еще лучше.

Кроме рельефных картин, в ходе проекта «Крокуємо інклюзією» в художественном музее появился современный стенд с информацией, позволяющий посетителям ориентироваться в помещениях этого старинного здания. Поскольку оно является памятником, для размещения навигационного стенда было решено не нарушать целостность стен, а сделать конструкцию мобильной и легкой с возможностью менять на ней информацию.
Фото автора.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях