ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

«Когда в товарищах согласья нет...»

Актуальное сегодня01 марта 2021 | 14:38

Очень интересный вопрос задает постоянная читательница нашей газеты Виктория Стоцкая: «Почему в харьковских драматических театрах выходят спектакли, дублирующие друг друга по названиям? Неужели так мало интересных пьес, пусть даже одного какого-то автора?»

Что сказать? Лично мне сложно ответить, а получить объяснение от наших театральных деятелей даже не надеюсь.
Видимо, в первую очередь Викторию Николаевну пора­зил недавний анонс сразу двух премьер по драме-феерии «Лiсова пісня» Леси Украинки в харьковских академических драматических театрах: им. Т. Г. Шевченко (режиссер — заслуженный деятель искусств Украины Игорь Борис) и также на украинском языке в русском театре им. А. С. Пушкина (режиссер — Ольга Турутя). В этой связи надо вспомнить, что на сцене Харьковского театра для детей и юношества на протяжении без малого тридцати театральных сезонов с успехом идет эта же сказочная феерия, талантливо поставленная заслуженным артистом Украины Александром Беляцким.
Трудно поверить, что художественное руководство разных театров случайно выбирает для премьеры одну и ту же пьесу. Скорее всего, в данном случае срабатывают творческие амбиции, густо замешанные на чувстве своего профессионального превосходства. Кстати, происходит такое соревнование между театрами не впервые. Только на моей памяти почти в каждом из них выходили одновременно премьеры по гоголевским пьесам «Ревизор», «Женитьба» и комедия Рэя Куни «Смешные деньги». Со сказками тоже происходят чудесные перевоплощения: на разных сценах до бесконечности появляются персонажи из «Красной Шапочки», «Кошкиного дома» и т. д.
Было ли так всегда? Нет! Просто много лет тому назад при Харьковском областном управлении культуры существовал некий координационный центр, на котором обсуждались премьеры всех театров, планируемые на несколько лет вперед. Исключением из общего правила являлось появление актуальной современной пьесы с авторским правом первой постановки на конкретной сцене. Тогда у театра, который выдвигал новую пьесу на утверждение, происходила замена в запланированном репертуаре. Этот координационный центр назывался городским художественным советом, в состав которого входили творческие лидеры от всех театров, народные и заслуженные артисты, профессорский состав двух творческих вузов Харькова и ведущие театральные критики. Более того, члены худсовета давали профессиональную оценку каждой премьере и коллегиально обсуждали достоинства и недостатки художественного уровня выпускаемого спектакля. Выносимый ими вердикт порой изменял дату выпуска премьеры, давая время на устранение постановочной группой творческих пробелов, или же не допускал спектакль к показу.
Кто-то называл творческих судей «великими инквизиторами», кто-то сравнивал с лютой цензурой, но в большинстве своем относились к этой группе людей с уважением, потому что многие из них были добрыми наставниками и учителями для тех, кто выдвигал на их суд свои совершенные или несовершенные спектакли.
Все главные режиссеры харьковских театров, перед тем как представить на обсуждение городскому худсовету запланированные премьеры, обсуждали между собой: кто и что будет ставить. Поэтому никаких дублирующих названий пьес они не могли предлагать. Этические нормы интеллигентными руководителями трупп, к сожалению, уже ушедшими от нас — Анатолием Литко (шевченковцы), Александром Барсегяном (пушкинцы), Александром Беляцким (тюзовцы), Виктором Афанасьевым (кукольники) и Анатолием Самохлебом (музкомедия), — соблюдались беспрекословно.
Сегодня театра, как профессиональной государственной институции, не существует. Театры превратились в удельные княжества с репертуарной междоусобицей. Многие руководители гостеатров имеют довольно размытое представление о том, как должны сосуществовать репертуарные театры в едином урбанистическом пространстве. Да они и слов-то таких не знают…
Поэтому, уважаемая Виктория Николаевна, приходится отвечать на ваш вопрос словами из басни Ивана Крылова…

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях