ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

«Кураж-монтаж»: макро­пространство в микромире

Актуальное сегодня24 мая 2021 | 14:28

В Харьковской муниципальной галерее демонстрируется «Кураж-монтаж» — творческий проект дизайнера и художника Инны Педан, на котором представлены живопись, коллаж и оригинально декорированные композиции.

Начну со слов продвинутого харьковского искусствоведа Олега Коваля, точно определяющего символическое значение колористики в произведениях Инны Педан: «Каждый цвет — извлечение человеческого и профессионального опыта талантливого дизайнера-художника; в красках видит не гарантированную разницу тонально световых обозначений, а желания, мечты, чувства, планы, действия. Красочный код колористической гаммы (в понимании Инны Педан) — своеобразный посыл мысли, выраженной в цвете». Красочно сказал, прямо-таки — дизайнер слова!
Выставка удивляет каждым экспонатом. Картины и композиции, коллажи и инсталляции производят радостное впечатление, хотя и с ясным пониманием утилитарного предназначения каждой используемой в обиходе вещи. В то же время обескураживает их неожиданное появление в дизайнерском замысле автора. Восхищает детализация бутылок синего стекла. Мастерски обрезанные части делают из одного сосуда более десятка декоративных ваз, вазочек, бокалов — и чего там только нет. Ловко выстраивается предметный ансамбль, достойный украсить собой всякое место, куда бы его ни определили.
Безумно люблю всё, что хочется унести с собою. Около «Детализации» стоял долго, пока не показалось, что смотритель зала заподозрил неладное. Рукомойник «Ручей» — такое чудо, что пером не описать. Деревянный лоточек для стока влаги и наивный краник, из которого течет не вода, а изливается поток добрых мыслей, благостно ласкающих обломок «обычной» деревянной доски и нас. Поэзия! Формы, выверенные до идеальных, свидетельствуют о безукоризненном художественном вкусе того, кто их создал. «Оранжевый триптих» просто украден у солнца. Соразмерность деталей коллажа-инсталляции лишена симметрии и в то же время эстетически симметрична благодаря сбалансированности предметно-фоновых взаимоотношений внутри триптиха. Уютная территория, в которой уживаются в ладу цветы, птицы, парфюм и много такого, на что в другом месте не обратил бы ни малейшего внимания.
Почему этот странный мир заставляет столь пристально вглядываться в себя? Потому что это настоящее искусство, лишенное амбициозного самолюбования. Всё находит подтверждение здравой мысли: «Простота — сестра таланта». Пространство малого зала расширяется в нашем воображении всего из-за нескольких картин Инны Педан, не лишенных иллюзорного подтекста. Она декоративно комбинирует части и детали предметов, увиденные в разное время и с разных точек зрения, разбивая реальный простор различными геометрическими формами, стремясь таким образом выявить противоречия, возникающие при попытке изобразить многомерные объекты на двухмерной поверхности. На первый взгляд, довольно сложно разобрать что-либо в этом нагромождении форм, но при ближайшем рассмотрении картина оказывается полна ясных символических значений. Автору этих строк, например, трудно понять, как микромир, вписанный в раму одного произведения, способен предметно отразить объемное макропространство? Однако данный образец существует и не требует сторонних доказательств.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях