ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Леся Украинка и украинский театр

Актуальное сегодня27 сентября 2021 | 15:39

Харьковский национальный университет искусств им. И. П. Котляревского, театр «Постскриптум» и Харьковский академический украинский драматический театр им. Т. Г. Шевченко создали обширную программу «Шляхи рівняйте духові його», посвященную 150-летию со дня рождения выдающейся украинской поэтессы Леси Украинки.

Открылся культурно-просветительский форум научно-практической конференцией «Леся Украинка и театр», в которой приняли участие проректор по научной работе ХНУИ Ирина Сухленко, декан театрального факультета ХНУИ, кандидат искусствоведения Яна Партола, руководитель творческого проекта, актер театра «Постскриптум» Кирилл Лукаш.
На конференции, которая проходила с 21 по 24 сентября, были раскрыты темы, долгое время остававшиеся в стороне от глубокого театроведческого осмысливания значения Леси Украинки не только как поэтессы, а еще и как автора произведений, воплощенных в разные годы на сценах украинских театров.
Для многих слушателей, особенно для студенческой аудитории творческих и непрофильных вузов Харькова, литературный потенциал Леси Украинки вышел за рамки только поэтического наследия, обогатившись новыми представлениями о судьбе её поэтических драм в сценическом прочтении выдающимися режиссерами. Истоком тому послужил доклад заведующей кафедрой театроведения ХНУИ Галины Ботуновой «Сценическое воплощение произведений Леси Украинки в первой четверти ХХ столетия». Кандидатом искусствоведения Яной Партолой в докладе «Юрий Шевелёв о львовских спектаклях 1943 года по драмам Леси Украинки» была впервые раскрыта малоизвестная информация. Театровед Инга Долганова исследовала режиссерские поиски по произведениям Леси Украинки на харьковских сценах в 1960—2000 годах. В докладах преподавателей театроведческой кафедры ХНУИ Юлии Щукиной, Ольги Дорофеевой, Елены Лыбо были подробно исследованы сценические версии современных режиссеров Украины — Андрея Приходько, Владимира Кучинского, Ивана Урывского. Исчерпывающе познавательным стал доклад кандидата искусствоведения Львовского национального университета им. И. Франко Лаврентия Романа «Драмы Леси Украинки на сценах Галичины 1920—1930 годов: «Йоганна, жінка Хусова» и «На полі крові» в Молодом театре «Заграва». Старший лаборант кабинета истории театра ХНУИ Мария Прево поведала об интересных «Интерпретациях «Лісової пісні» в театрах кукол Украины».
Также состоялся открытый онлайн-вебинар на тему «Леся Украинка — не сценичный автор: миф или правда?», в котором наряду с украинскими постановщиками спектаклей приняла участие Вирляна Ткач, театральный режиссер из Нью-Йорка. В авторском чтении пьес современной украинской (следует подчеркнуть — женской) драматургии приняли участие уже востребованные театрами авторы Неда Неждана, Надежда Симчич, Ольга Анненко и Анна Кисилева. Ими же была представлена мультимедийная презентация изданий и интернет-проектов «Новейшая украинская драма».
Завершилась научно-прак­тическая конференция показом сцен из спектаклей по произведениям Леси Украинки, подготовленных студентами театрального факультета ХНУИ.
Культурно-просвети­тель­ский форум продолжит свою работу 5 октября театрализованной программой, которая начнется в 19.00 в театре «Постскриптум» (ул. Гиршмана, 16). Данная просветительская акция станет результатом творческого сотрудничества Алексея Кравчука (Львов) и Степана Пасечника (Харьков).
7 и 9 октября состоятся мастер-классы актерского исполнения стихов Леси Украинки.
16 октября театр «Постскриптум» приглашает на премьеру спектакля по драматической поэме «Оргия» Леси Украинки в режиссерской версии Степана Пасечника, главного режиссера Харьковского академического театра им. Т. Г. Шевченко, в декорациях Натальи Денисовой, главного художника Харьковского академического театра кукол им. В.  А. Афанасьева.
Чтобы не произошло подмены понятий, обратимся к статье «Рабство, как показывает нам в «Оргии» Леся Украинка, это не внешние условия неволи» канадского и украинского литературоведа Марко Р. Стэха: «На более глубокое содержание драмы намекает ее название. Оргия — это священный ритуал обновления: смерть старых форм и рождение новой энергии жизни. В природе, в человеческом обществе, а прежде всего в душе индивида. Как в античной драме, трагический финал «Оргии» — это катарсис: смерть изображенного на сцене мира и призыв к новой жизни. Зритель, потрясенный самопожертвованием Антея, должен был бы пойти по его стопам, но не к физической смерти, а к уничтожению в себе рабской ментальности, корысти, конформизма; выйдя из театра, он должен был бы стать более новым, честным, свободным и ответственным человеком, который готов, по словам Антона Чехова, современника Леси Украинки, «ежедневно выдавливать из себя по каплям раба».
В рамках культурно-просветительского форума после премьеры «Оргия» будет показана четыре раза как благотворительный спектакль, в том числе для украинских военных и полицейских.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях