ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Москалёвка — живая история

Актуальное сегодня30 сентября 2021 | 15:25

Москалёвские улицы буквально напичканы уникальными фактами и именами знаменитостей, но мало кто из харьковчан об этом знает…

Сюда приходили письма от Шаляпина…
Месяц назад ценители харьковской старины побывали на бесплатной экскурсии «Тихие тайны Москалёвки», которую в рамках культурно-просветительского клуба «Нова Україна» провел профессор НТУ «ХПИ», культуролог и краевед Михаил Красиков. Тайн и малоизвестных исторических фактов оказалось так много, что в одну экскурсию они попросту не вместились! Поэтому ее участники с нетерпением ждали продолжения.
В этот раз мемориальное путешествие «Локусы украинской культуры: Москалевка» началось с середины улицы Москалёвской. Дома №№32 и 35, как и большинство старинных зданий в Харькове, сегодня выглядят не слишком нарядно, а ведь когда-то они знали лучшие времена.
— Эти здания принадлежали представительнице купеческого рода Карталовых Клавдии Михайловне Карталовой, — рассказывает Михаил Красиков. — Сохранились подписанная Федором Шаляпиным фотография на открытке, адресованная «Ея Высокоблагородию» на улицу Москалёвскую, 32, и открытка племянника, где значится дом №35. Вероятно, Клавдия была красавицей, но портрет ее пока не найден.
Прекрасное (хотя уже и подпорченное современными пристройками и балконами) трехэтажное здание по Москалёвской, 41 — пример «кирпичного» архитектурного стиля, образцов которого в Харькове с каждым годом остается все меньше. А ведь некогда он был очень распространен, заводы специально выпускали кирпичи разной формы, из которых выкладывались объемные узоры на фасадах домов…
— В доме №47 с 1901 по 1917 год размещалась частная гинекологическая лечебница «Женское дело», — продолжает свой рассказ Михаил Красиков. — Здание принадлежало Елизавете Дрентельн — одной из первых в Харькове женщин-врачей. Она не только лечила, но и занималась просветительством, пользовалась огромным уважением, была удостоена царским указом статуса госслужащей, правда, без права ношения мундира и получения орденов.
Дом №44 связан с именем известного уроженца Харькова, художника-пейзажиста Михаила Степановича Ткаченко (1860–1916). Михаил учился во 2-й харьковской гимназии, где рисунок преподавал ученик Карла Брюллова Дмитрий Безперчий. Затем поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге, окончил ее с золотой медалью и получил право пансионерского пребывания в Париже. Впоследствии он там и остался, но часто приезжал на родину, делал здесь зарисовки для будущих работ, а потом в своей парижской мастерской создавал картины.
— В 44-м доме по Москалёвской улице жили мать художника и его сестра с мужем, — рассказывает Михаил Красиков. — Кстати, девичья фамилия матери была Карталова, а упомянутая ранее Клавдия приходилась Михаилу кузиной. С 1902 года Ткаченко занимал должность первого живописца Морского штаба, рисовал батальные сцены и морские пейзажи по правительственным заказам для подарков представителям других государств. Французы были в восторге от его картин, по сути, он открыл Украину для Франции. Правительство Франции наградило живописца орденом Почетного легиона. На родине Ткаченко по приглашению Сергея Васильковского принимал участие в сборе материалов для альбома «Мотивы украинского орнамента», ездил по селам и зарисовывал традиционные узоры. К сожалению, большинство работ Михаила Ткаченко утрачены. Летом 1914 года он приехал в Харьков, а вскоре началась Первая мировая война, и художник уже не смог вернуться в свою мастерскую в Париже. Жил он чуть больше года в москалевском доме на втором этаже с женой-француженкой, принявшей православие и взявшей имя свекрови — Ольга. 2 января 1916 года Михаил Ткаченко умер.

…а здесь работал Гиршман
В доме №48 квартировал впоследствии известный искусствовед, директор Музея украинского искусства, исследователь украинской старины и активный защитник памятников культуры Стефан Андреевич Таранушенко. Благодаря его многолетней скрупулезной работе по обмеру старинных деревянных храмов и хат-мазанок сегодня мы имеем представление о традиционной украинской архитектуре, большинство образцов которой, увы, безвозвратно утрачены. Изменился и внешний вид одноэтажного дома №48 по улице Москалёвской — из деревянного он превратился в оштукатуренный кирпичный.
— Этот дом принадлежал Василию Штардику, — рассказывает Михаил Красиков. — В 1910 году здесь поселился студент историко-филологического факультета Харьковского университета Стефан Таранушенко из Лебедина. Подаренным отцом фотоаппаратом он снимал старинные здания, предметы уходящей эпохи. В его доме бывали такие уникальные личности, как кобзарь Петро Древченко (ученик Гната Гончаренко), пением и игрой которого восхищался Мыкола Лысенко, друзья-студенты, в будущем известные деятели культуры Дмитрий Гордеев, Борис Руднев и другие. К сожалению, дом не имеет никакого охранного номера…
Трехэтажный жилой дом под номером 55а был построен владельцами расположенного поблизости чугуно-медно-котельного завода
А. Бельке и М. Ремизовой. В 1908–1912 годах здесь располагалась городская глазная больница, которой заведовал известный офтальмолог Л. Л. Гиршман (1839–1921).
— Клиника имела 10 коек и амбулаторию, — повествует Михаил Красиков. — Гиршман осуществлял такие филигранные операции, которых в то время еще никто не умел делать, поэтому к нему обращались пациенты со всей страны и даже из Европы. Доктор принимал в общей очереди и бедных, и богатых. Он говорил: «У меня нет последнего часа приема, есть последний больной». Если человек не мог заплатить за операцию, врач делал ее бесплатно, а нередко еще и помогал деньгами нуждающимся. Удивительное профессиональное мастерство Гиршмана сочеталось с его невероятной трудоспособностью. Подсчитано, что за свою жизнь он сделал около миллиона операций! В 1912 году в Харькове по проекту Льва Тервена городом было построено большое здание глазной больницы Гиршмана, где окулист впоследствии и трудился. Эта больница работает по сей день, носит имя нашего легендарного земляка. А здание на Москалевке снова стало жилым домом. Судя по фотографиям начала ХХ века, раньше оно было куда красивее, чем сейчас. Увы, государство охранять его даже не собирается! В результате этот дом со временем утратил элементы, украшавшие фасад, и превратился в серую коробку, хоть и со следами былой красоты.
Интересная история связана с местом на перекрестке улиц Москалевской и Гольд­берговской, где расположена 22-я городская поликлиника.
— В январе 1889 года на этом месте, в одноэтажном доме №57, арендованном у купца Николая Серикова, открылись детские ясли, которые содержались на средства жены городского головы Фесенко и других благотворителей, — рассказывает Михаил Красиков. — Заведение, в которое принимали детей от годовалого до 6-летнего возраста, называлось «денным убежищем». Здесь за детворой не просто присматривали, но и учили простейшим навыкам самообслуживания, уходу за младшими. В 1931 году ясли закрыли, дом сломали и на его месте построили здание 6-й рабочей поликлиники в стиле конструктивизма по проекту архитекторов В. А. Эстровича и П. И. Фролова.

Эти стены помнят Шульженко
С улицы Москалевской сворачиваем на улицу Котляревского. Здесь, в доме №13, жил известный украинский художник и один из основателей архитектурного стиля украинский модерн Василий Григорьевич Кричевский (1873–1952). Среди его архитектурных шедевров — здание Полтавского губернского земства (ныне — краеведческий музей). В Харькове им построено более 200 зданий. Имя Василия Кричевского в послевоенное время не часто вспоминалось, поскольку в войну он эмигрировал из СССР.
— Одноэтажный дом из красного кирпича в «старофранцузском» стиле на улице, которая тогда называлась Котляревской (или Котляровской), Кричевский построил в 1897 году и переехал сюда с Холодной Горы от тещи со своей женой Варварой, — продолжает Михаил Красиков. — Здесь родились и жили его сыновья, будущие выдающиеся художники Николай и Василий. Кстати, Василий-старший был художником фильма А. Довженко «Звенигора», а Василий-младший — фильма «Земля». Именно в этом доме был создан гениальный проект дома Полтавского губернского земства. Где, как не тут, быть музею Кричевских?! Но дом даже не внесен в списки памятников истории и архитектуры! Авторству
В. Г. Кричевского приписывается и расположенный на противоположной стороне улицы дом Ольги Книтчер (№14/58) в стиле модерн. Он известен среди ценителей архитектуры как «Дом с лягушками» — благодаря оригинальному фасаду, украшенному двумя рядами лягушачьих головок. Но доказательств причастности Кричевского к этому проекту нет.
Не менее интересна и улица Владимирская.
— В маленькой комнате дома №29 по улице Владимирской в начале 1930-х обитал выдающийся поэт-лирик и талантливый переводчик Владимир Свидзинский (1885–1941), — рассказывает Михаил Красиков. — В Харькове поэт жил с октября 1925 года, работал в редакциях газет и журналов, но его литературные произведения не прославляли власть, критики обвиняли его в «безыдейности», «оторванности от жизни», а за сборник стихов 1940 года поэта даже уволили с работы. 27 сентября 1941 года Свидзинский был арестован НКВД. Арестантов погнали на восток, но когда возникла угроза приближения немцев, их закрыли в заброшенном сарае и сожгли заживо. Поразительно, но свою смерть в огне поэт предсказал в ряде стихотворений.
На Владимирской в детстве и юности проживала еще одна знаменитость — будущая народная артистка СССР Клавдия Шульженко (1906–1984). В городе есть улица имени Шульженко (правда, не та, на которой она жила) и Музей знаменитых харьковчан, носящий ее имя. А вот родной дом певицы на улице Владимирской, 45 мало кому известен, хоть его и украшает скромная мемориальная доска. До недавнего времени он сохранялся в почти первозданном состоянии, однако в последние годы был «осовременен» металлопластиковыми «евроокнами» и утеплением стен, так что опознать в нем дом начала ХХ века теперь очень сложно.
Фото автора.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях