ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Мультяшные герои на службе у эпистолярного жанра

Актуальное сегодня23 декабря 2021 | 19:10

Даже если вы не считаете себя знатоком изобразительного искусства, работы этого художника наверняка узнаете с первого взгляда — ведь на них с детских лет выросло не одно поколение наших соотечественников.

Детское увлечение стало профессией
Это его забавные зверушки, Снеговики и Деды Морозы, изображенные на многочисленных новогодних открытках, ежегодно во множестве десантировались в наши почтовые ящики. Каждая такая миниатюра несла свой сюжет, который чаще всего заключался во вручении подарка одним персонажем другому, в коллективном украшении новогодней елки, участии в зимних забавах и т. п. Автору удавалось мастерски отразить на лицах и мордочках своих героев массу эмоций — радость, удивление, застенчивость, безудержное веселье. Неудивительно, что его открытки, что называется, цепляли взгляды и детей, и взрослых.
Владимир Иванович Зарубин родился в 1925 году в селе Андрияновка Орловской губернии. С детства мальчик проявлял способности к рисованию, копируя или рисуя по памяти журнальные и книжные иллюстрации и праздничные открытки, которые в те годы были редкостью в сельской жизни. Ощущение радостного сюрприза, связанного с приходом почтальона, художник впоследствии сумел отобразить в собственных работах и не изменял этому правилу до конца своей жизни.
Сельские будни начала 1930-х были довольно суровы, но никто не упрекал юного художника в безделье, каковым у простых людей нередко считалось увлечение рисованием. Наоборот, односельчане прочили талантливому мальчишке будущее художника (и не ошиблись!), а родители всячески поощряли его хобби. Так, отец посоветовал Володе коллекционировать почтовые карточки, и спустя время коллекция достигла 5 тысяч открыток!
Во время войны (семья к тому времени перебралась на Донбасс, в Лисичанск) старшие братья Владимира ушли на фронт, а сам он был вывезен на принудительные работы в Германию, где работал на заводе в Руре. Из трудового лагеря остарбайтеров освободили американские войска. После передачи советской стороне Владимир Зарубин был призван в армию и служил в охране комендатуры в зоне оккупации советских войск.
После службы Владимир Зарубин поселился в Москве, там с 1949 года и началась его профессиональная карьера. Сначала он работал художником в Министерстве угольной промышленности, а потом на заводе. Параллельно учился в вечерней школе, поскольку из-за войны не успел получить среднего образования, а еще — в Университете марксизма-ленинизма и на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм», где впоследствии и проработал с 1957 по 1982 год. За это время он принял участие в создании около 100 рисованных «мультиков».
Собственно, сначала (с конца 1950-х годов) Владимир Зарубин стал работать художником-аниматором, а немного позже (в начале 1960-х) — автором иллюстрированных открыток. Это он приложил руку к созданию всеми любимых «Ну, погоди!», «Маугли», «Тайна третьей планеты», «Три банана», «Муха-Цокотуха», «Дикие лебеди», «По следам бременских музыкантов», «Жил-был пес» и десятков других мультфильмов. Вскоре их герои перенеслись на поздравительные открытки. Не случайно зарубинские мишки, белочки, зайчики и ежики казались нам знакомыми, даже если ту или иную открытку мы видели впервые. Многие думали, что художник просто срисовывает популярных мультипликационных персонажей, не зная, что на самом деле все они и были именно его творениями.

Полтора миллиарда на… бедность
Сначала худсоветы были озадачены предложением Зарубина изображать забавных зверушек и сказочных персонажей на поздравительных открытках, рассчитанных на разновозрастную аудиторию. Ведь традиционно в «открыточных» сюжетах предпочтение отдавалось реалистичным картинам, призванным нести воспитательную функцию. До революции это были религиозные мотивы или, к примеру, изображения детей за разными занятиями или играми. В эпоху соцреализма на их место пришла государственная символика, а также спортсмены, летчики, пионеры или литературные персонажи (например, Мойдодыр и разные звери), призывающие соблюдать режим дня, правила гигиены, вести здоровый образ жизни, налегать на учебу и общественную деятельность и делать прочие полезные дела. У Зарубина же герои открыток просто веселились и праздновали, добирались на лыжах через глубокие снега или прилетали самолетом только ради того, чтобы доставить кому-то новогодний подарок. Изредка художник обращался и к темам профессии или спорта, изображая в новогоднем антураже сварщиков, дельтапланеристов или монтажников-высотников.
Как бы там ни было, мультяшные герои быстро полюбились потребителям. Люди с удовольствием покупали открытки с их изображениями и рассылали своим близким. Первая открытка Владимира Зарубина была выпущена в 1962 году. Позже его персонажи распространились на открытки «С днем рождения!» и «С праздником 8 Марта!» (когда последний уже почти утратил политическую окраску). А вот к празднованию Первомая и годовщин Октябрьской революции обаятельные зарубинские зверушки приобщиться не успели.
Подсчитано, что общий тираж проиллюстрированных художником поздравительных открыток и конвертов составил более полутора миллиардов экземпляров! Привлекательность его рисунков состояла еще и в простоте и четкости линий — так что и дети, и взрослые с удовольствием копировали их для стенгазет, новогодних плакатов и просто рисуя в своих альбомах.
Владимир Зарубин иллюстрировал также и книги, но массовую известность приобрел именно благодаря открыткам. Некоторые коллекционеры даже специализировались (и специализируются) именно на открытках Зарубина. Многие поклонники его творчества писали ему письма, и, говорят, он лично отвечал на каждое, будучи человеком добрым и внимательным к окружающим людям.
Владимир Зарубин умер в 1996 году в 70-летнем возрасте от инфаркта. До конца своих дней он продолжал рисовать, с горечью наблюдая, как катастрофически падает актуальность почтовых открыток. Он предлагал свои работы мелким издательствам, но те тоже не всегда удерживались на плаву, и нередко его труд оставался без оплаты. Надо ли говорить, что поистине гигантский для любого художника тираж работ Владимира Зарубина, увы, не принес ему никаких дивидендов и благосостояния к старости. Впрочем, можно ли измерить деньгами ту лавину положительных эмоций, которые до сих пор вызывают его рисунки в душе даже серьезных взрослых людей?

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях