ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

«Мы говорим на черное — черное, а на белое — белое...»

Актуальное сегодня15 февраля 2021 | 17:10

На сцене Харьковского академического драматического театра им Т. Г. Шевченко показали нашумевший спектакль «Чуваки не празднуют, или Ukrainian», поставленный главным режиссером Одесского академического украинского драматического театра Максимом Голенко по диалогам Руслана Горового — ныне популярного украинского писателя, поэта, музыканта и волонтера.

Гастроли состоялись благодаря участию театра «Ampulka.ua» харьковского театрального продюсера Михаила Бондаренко в совместном проекте с киевским негосударственным «Диким театром», художественным руководителем которого до назначения в Одессу являлся Максим Голенко. Это не первый их совместный проект. Если мне не изменяет память, кажется, в 2018-м в помещении ДК Связи состоялась премьера «Homo Soveticus» по пьесе «Потерпевший Гольдинер» Виктора Шендеровича, в котором главную роль сыграл заслуженный артист Украины Вячеслав Гиндин.
Смысл режиссерского замысла «Чуваков…» ясно излагается в афише: «Вы увидите то, что никогда не видели? Нет! Вы увидите то, про что все знают и молчат. Мы говорим на черное — черное, а на белое — белое… Войну назовем войной, смерть — смертью, предательство — предательством. Наш спектакль насыщен яркими подробностями человеческого существования, в котором любовь и ненависть, жажда жизни и неотвратимость смерти неразрывны и где каждый герой сталкивается с необходимостью сделать свой выбор».
Написать-то легко, но не всегда получается соответствовать заявленному… Однако в данном случае все сложилось благодаря уверенности Максима Голенко в овладении актерами сложного постановочного приема, где реальное сценическое действие сбалансировано с имитацией ирреального, связанного с возвращением героя в предлагаемые обстоятельства прошедшего времени. Находиться в реальных предлагаемых обстоятельствах и оживлять картины прошлого возможно лишь в разных жанровых определениях, но… способных к обобщению. Вот тут-то автор сих строк глубоко задумался… Результатом мог стать трагифарс, который бы утяжелил наше восприятие спектакля. Видимо, понимая это, режиссер намеренно отказывается от него. Драмой тоже назвать нельзя — слишком печальный исход. В то же время ироничное отношение к трагическим событиям налицо… И как же нам определить суть сценического явления «Чуваков…» одним термином?!
Спектакль обладает признаками как комедии, так и трагедии, в основе которых лежит ощущение относительности жизненных критериев, где комическое — причина трагического. Почему две несовместимые на первый взгляд жанровые категории комфортно уживаются? Да потому, что их совмещение создает в спектакле эффект мистической атмосферы, столь необходимой двум исполнителям, дабы определиться в единстве сценического пространства — времени и месте действия. Перед нами проходит жизнь, в которой есть любовь, ненависть, упорство, абсурдность непредсказуемых поступков и утверждаемая со сцены непоколебимая гражданская позиция создателей этого спектакля. Удачно используя прием брехтовского «эффекта очуждения», актеры свободно перевоплощаются из характерных особенностей одного персонажа в другой. В десятке своеобразных «человеков» представлены совершенно разные особи из нашей прошлой и настоящей жизни, поделенной на «до» и «после» судьбоносными для Украины событиями 2014 года.
Стержнем сценического действия является личность Руслана Горового — автора диалогов и песен, им же исполняемых под собственный гитарный аккомпанемент. Спектакль можно считать частью основанного Горовым художественного проекта «Так работает память» с посвящением Даниилу Дидыку — пятнадцатилетнему юноше, погибшему 22 февраля 2015 года в результате теракта на Марше единства в Харькове. Вспоминают о Данииле и в этом спектакле…
Интенсивный ритм действия поддерживается энергичным парнем — своеобразным воплощением собирательного образа молодых людей, которым-то и суждено было стать участниками радикальных перемен в нашем обществе. Это легко удается талантливому актеру театра и кино Дмитрию Усову. В его исполнительской манере органично сочетаются уникальные качества трагического и комического, проявляющиеся в жизненных ситуациях разных персонажей. При этом, играя многих, он умудряется оставаться самим собой. Практически на голой сцене в одном и том же костюме и с лицом, не обремененным гримом, Дмитрий творит «акробатические» чудеса. Соскочить с декоративного возвышения в одном обличье, затем, моментально изменив свое психофизическое состояние и даже внешность (!), запрыгнуть на ящик вновь сможет не каждый лицедей. Да Бог с ними, с прыжками! Два артиста по-басенному обнажают «богатый» внутренний мир американского вояки, немецкого любителя украинских традиций, влюбленного во взрослую даму подростка, участника гей-парада и бабы Мани из Конотопа. Руслан заводит разговор, а его воспоминания Дмитрий утрированно воплощает явлениями многоликих архетипов, выскакивающих на сцену откуда угодно.
Импровизационная культура… В этом прочтении пьесы без нее не обойтись. Скажу коротко: артисты прошлись по смысловому коридору, как по лезвию бритвы, ни разу не подменив сценической свободы либеральной вседозволенностью. Чувствуется авторитет режиссера и мера творческой ответственности Руслана Горового и Дмитрия Усова перед зрителями. Респект!

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях