ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Нераскрытые тайны Альбрехта Дюрера

Актуальное сегодня01 ноября 2021 | 15:17

В Харьковском художественном музее демонстрируется графика Альбрехта Дюрера (1471—1528), немецкого художника, одного из величайших мастеров западноевропейского Возрождения, а также автора уникального исследования о человеческом теле «Четыре книги о пропорциях».

В этом году вся мировая художественная общественность отмечает 550-летие со дня рождения гениального художника. Но выставка «Альбрехт Дюрер: мистическое и реальное» особенная еще и потому, что эти 67 листов графических произведений могут покидать музейные фонды лишь на короткий отрезок времени и только однажды в десятилетие.
В основном представлены резцовые гравюры раннего периода творчества гениального рисовальщика — «Прогулка», «Четыре ведьмы», портреты европейских интеллектуалов, созданные художником в поздний период творчества, и листы из серий «Жизнь Марии», «Апокалипсис» и «Малые страсти». Авторские эстампы Альбрехта Дюрера сопровождаются работами его современников, с удивительной точностью копировавших великого гравера.
«Четыре ведьмы» — одно из самых загадочных произведений Дюрера. Подлинник хранится в Вашингтонской художественной галерее (США). Сюжет его разными учеными толкуется по-разному. В основе композиции лежит античная группа «Три грации», но художник добавил четвертую фигуру. Дверь слева, из которой вырываются языки пламени и видна голова дьявола, олицетворяет врата ада; дверь справа, перед которой лежит кость, — врата смерти. Изображены четыре женщины: одна из них, на заднем плане, возможно, Эрида — богиня раздора; в трех фигурах на первом плане искусствоведы видят Венеру, Минерву и Юнону. Последняя была покровительницей замужних женщин, поэтому изображена в чепце. Некоторые исследователи связывают гравюру с темой мифологического «суда Париса» и рассматривают ее как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мучениям.
«Апокалипсис» — знаменитая серия из 15 гравюр на дереве, созданная Дюрером как иллюстрации к «Откровению» Иоанна Богослова. Подлинник самой известной работы — «Четыре всадника Апокалипсиса» — хранится в Художественной галерее Штутгарта (Германия).
«Малые страсти» — серия из 36 гравюр на дереве. Лучший из нескольких сохранившихся до нашего времени наборов сейчас находится в Лондонском музее изобразительных искусств (Великобритания).
«Прогулка» — одна из тех прекрасных гравюр на меди, которые неизменно притягивают к себе внимание не только благодаря технике исполнения, но и таинственному сюжету. Оригинальные оттиски «Прогулки» с медной матрицы хранятся в Московском и Харьковском художественных музеях.
«Верность, любовь, чистота, простота, добродетель и вера, разум, искусство, талант скрылись под этим холмом» — гласит эпитафия на могиле Альбрехта Дюрера. Чтобы воочию воспринять эти слова, надо обязательно посетить выставку уникального собрания гравюр из фондов Харьковского художественного музея.
P. S.Уточнение для тех, кто сомневается в подлинности выставленных произведений Альбрехта Дюрера в Харьковском художественном музее: одной из главных особенностей гравюры как разновидности станкового искусства является то, что оригинальным произведением есть не гравированная художником печатная форма (медная, деревянная или иная), а оттиск на бумагу, несмотря на тиражирование, составляющее вторую особенность искусства гравюры. Оттиск с печатной формы называется французским словом эстамп.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях