На днях в Харьковском областном организационно-методическом центре культуры и искусства завершилась выставка «Расстрелянное возрождение», на которой была представлена галерея портретов деятелей культуры и искусства, репрессированных в 1930-е годы.
Экспозиция должна была работать дольше, но, к сожалению, её заменили раньше времени.
В необычной технике рисунка были представлены графические произведения Виктории Хворостенко, методиста Харьковской специализированной музыкально-театральной библиотеки им К. С. Станиславского. Был знаком с профессиональной деятельностью Виктории Евгеньевны как классного лектора, ведущего просветительскую деятельность в области писанкарства, декоративной росписи, вышивки, лоскутного шитья и многим другим направлениям народного творчества, знал её как вдумчивого театроведа, а вот о её художественном даре не имел даже отдаленного представления.
Виктория, а среди друзей — Ника, долго не могла найти времени, чтобы встретиться и поговорить, но наконец это произошло. Начинали мы с выставки, но затем плавно перешли к театру — а по-другому и быть не могло. Но обо всем по порядку.
Картины Ника стала создавать сперва по принципу карандашного рисунка, а интерес к компьютерной графике как к виду творческой деятельности, проснулся, когда выполнила заказ на разработку витража. Он получил высокую оценку, заказ был принят, а желание продолжить рисовать в том же духе не покидало. Вначале работа над картинами просто забавляла, но позже так увлекла, что остановиться не было сил. Рисуя, постоянно открывала в себе новые и новые возможности, и как-то невзначай родились несколько готовых циклов, которыми очень хотелось поделиться буквально со всеми. Решилась на несколько маленьких выставок в «Станиславке», затем откликнулась на предложение представить свои работы в Доме народного творчества. Именно сотрудники областного центра культуры и искусства и заказали ей галерею выдающихся деятелей Украины. Ника сообщила, что будет продолжать работу в этом направлении, увековечивая таким образом выдающихся представителей украинской культуры.
Картины Ники — портреты, натюрморты, пейзажи, птицы и музыкальные инструменты — выполнены в технике двухмерной компьютерной графики, в которой важное значение имеют цвет и его всевозможные оттенки. При этом художник, простите за тавтологию, должен обладать «чувством чувства цвета». В целом-то понятно, а вот на практике…
Видя моё замешательство, Ника повернула свой ноутбук и показала, как всё происходит на самом деле. Из её слов я понял только одно: «Важно определиться с цветовой подложкой».
В свое время Ника окончила театрально-декорационное отделение Харьковского художественного училища. Обучалась в мастерской известного сценографа и педагога Тараса Шигимаги. С первых курсов принимала участие и становилась дипломантом всеукраинских и международных конкурсов. Большую декорационно-постановочную практику получила в должности художника-декоратора, бутафора и мастера по изготовлению театрального реквизита в Харьковском театре для детей и юношества. В 2010 году ушла, не доучившись, с режиссерского факультета Харьковской академии культуры, и продолжила учебу на театроведческом факультете Харьковского национального университета искусств. Театрально-декорационное искусство считает главным в своей жизни и, несмотря на тесный график лекционных программ и основной работы в специализированной библиотеке, все же находит время для сотрудничества с театральными коллективами различного статуса.
Как самостоятельный художник дебютировала оригинальными декорациями и театральными костюмами к спектаклю «Медведь» по
А. Чехову в экспериментальном театре Феликса Чемеровского. После удачно оформленного «Медведя» Нику пригласили к сотрудничеству сразу несколько студенческих театров Польши. Работа с ними длилось довольно долго, потому что там не было крупных режиссерских проектов, а в основном монодрамы, спектакли малых форм и развлекательные театрализованные программы. Творческое содружество с польскими актерами оказалось полезным в плане технической изобретательности при создании так называемых «карманных» декораций, то есть тех, которые свободно укладывались в несколько чемоданов. Пластическая драма не обходится без символических значений, но при их использовании сценическое пространство должно оставаться свободным. Атмосферные декорации-антураж требуют от художника особой сноровки для создания компактного оформления, не требующего привязки к стационарному помещению. Такой трудный сценографический вариант, необходимый для коммерческой деятельности мобильных трупп, и удалось освоить героине нашего рассказа.
Режиссеров, желающих работать с таким художником-постановщиком, как Ника Хворостенко, оказалось много. Так, она оформила в Одессе шекспировские спектакли «Ромео и Джульетту», «Гамлета» и затем «Идиота» по
Ф. Достоевскому. Тем не менее, необходимо было искать постоянную работу в Харькове. С театрами отношения, как того хотелось, не складывались. Хотя не так давно в Харьковском театре для детей и юношества состоялась премьера спектакля «Моисей», поставленного по драматической поэме И. Франко заслуженным деятелем искусств Украины Игорем Борисом. 24 эскиза костюмов к этому мистическому действу создала художник Виктория Хворостенко. Она же была приглашена Игорем Александровичем к работе над костюмами и гримом к спектаклю «Лісова пісня» Леси Украинки, который с успехом идет на сцене Харьковского академического драматического театра им. Т. Г. Шевченко.
Вот такая она — Ника Хворостенко. Человек, до глубины души влюбленный в театр, чувствующий театр и мечтающий о театре.
— Интересно работать с мыслящими режиссерами, которые преследуют четко определенную цель. Мечтаю трудиться творчески по-настоящему, не так, как иногда бывает — получаешь заказ на оформление спектакля, несколько раз перечитываешь пьесу, чтобы придумать оригинальную сценографию. Затем по причине отсутствия финансов твой замысел откладывается в сторону, а через некоторое время он уже реализован под чужим именем, — горестно заключает под конец беседы Виктория Евгеньевна.
Очень странно слышать подобное именно в то время, когда в Харькове существует дефицит театральных художников такого уровня таланта, каким обладает Ника Хворостенко.