ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

«Ноев ковчег» в одном выставочном зале

Актуальное сегодня21 сентября 2020 | 17:20

Хронологические рамки экспозиции охватывают огромный промежуток — от эпохи неолита до нашего времени, то есть около девяти тысячелетий. Подобная выставка впервые проводится в Украине, и ей предшествовала кропотливая подготовительная научная и организационная работа, включая консультации с сотрудниками ведущих оте­чественных и зарубежных музеев.

Антон Городецкий

Еще до знакомства с раритетными экспонатами зритель непременно отметит высочайший уровень экспозиционного вкуса, мастерства и то, сколь изысканно представлены все без исключения произведения искусства — от миниатюрных статуэток до фигурных композиций из бронзы, стекла, ценных пород дерева и минералов, а также оружие и древние керамические сосуды. Всего демонстрируется более трехсот пятидесяти тщательно подобранных произведений изобразительного, декора­тивно-прикладного и оружейного искусства с изображением реальных и фантастических животных. Среди них немало поистине уникальных вещей, в том числе артефакты древних культур, атрибуты языческих культов, разнообразные «магические» предметы и украшения, великолепные образцы парадного и охотничьего оружия, принадлежавшего как представителям королевских и княжеских династий европейских стран, так и знатным особам Индии, Бирмы и Индонезии.
Иными словами, в искусстве любого народа можно найти множество примеров искреннего интереса и любви человека к природе, уважительного отношения к миру животных, даже если речь идет об их изображениях на предметах вооружения. Мастера всех древних народов пытались копировать друг у друга художественные приемы, мотивы и сюжеты, а вместе с ними и технологии работы с различными материалами.
И если восточное искусство всегда тяготело к условности и стилизации, то в западном искусстве в изображениях животных традиционно преобладает натуралистический подход. Хотя так называемый «звериный стиль» был прежде всего орнаментальным стилем, однако в искусстве некоторых народов, в частности скифов, сарматов и фракийцев, условность и стилизация сочетались с реалистично изображенными животными.
В Египте и Междуречье древнейшие образцы «звериного стиля» известны с третьего тысячелетия до нашей эры. В дальнейшем «звериный стиль» распространился в Передней Азии, Индии, Китае, Средней Азии, Южной Сибири, Поволжье и Приуралье. Наибольшее развитие этот стиль получил в первом тысячелетии до нашей эры в степях и лесостепях Евразии, особенно в искусстве скифов и сарматов. В эпоху Великого переселения народов сарматская манера исполнения изображений животных повлияла на искусство германских племен, а затем, в раннем Средневековье, элементы «звериного стиля» распространились в Центральной и Западной Европе.
Выставка дает возможность составить представление как о характерных особенностях художественного восприятия определенных видов животных в разных культурах мира, так и о том, как менялось их значение в символике и искусстве в разные исторические эпохи. На протяжении веков каждый народ выработал свое специфическое художественное видение животного мира, свой собственный «звериный стиль».
Об идейной направленности выставки «Образы животных в мировой культуре» рассказал «Времени» директор «Feldman Family Museum» Антон Городецкий.
— Сегодня очень часто повторяют, что уровень цивилизованности общества определяется отношением к детям, старикам и животным, — трудно не согласиться с этими словами, — говорит Антон Александрович. — Действительно, нельзя считать цивилизованным то общество, в котором всё одинаково небрежно, в котором безответственно относятся как к малозащищенным, наиболее уязвимым его членам, так и к тем, кого мы свысока называем братьями нашими меньшими. Пока наша страна отстает в плане гуманного и ответственного отношения к домашним и диким животным, но все вместе мы способны изменить ситуацию к лучшему и сделать наше общество более цивилизованным, если будем прилагать для этого необходимые усилия…
Среди древних артефактов следует выделить удивительно орнаментированный ритуальный пояс кобанской культуры (развивалась на Северном Кавказе во время позднего бронзового и раннего железного веков), царская булава и единственный в своем роде царский топор из наследия луристанской и эламской культур (Иран, бронзовый век). Впрочем, подробно останавливаться на конкретных экспонатах выставки — дело бесполезное и неблагодарное: нельзя объять необъятное. О каждом шедевре, даже самом небольшом по размеру, можно написать диссертацию, но лучше, используя редкую возможность, взглянуть на всё сразу собственными глазами. Зай­дя в выставочный зал, вы совершите необычное путешествие, которое призвано на примере уникальных произведений искусства разных времен и разных народов показать, что на протяжении многих тысячелетий животные были не просто важной, а неотъемлемой частью человеческой культуры. В определенном смысле экспозицию можно сравнить с Ноевым ковчегом, поскольку в одном зале собраны изображения различных, хотя и далеко не всех видов животных. К тому же главная идея выставки согласуется с идеей библейской истории о Всемирном потопе, которая и состоит в том, что человек является лишь одним из многих созданий Господа, однако именно он ответственен за всех живых существ и может спастись только вместе с ними.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях