ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Объективность или все же «над вымыслом слезами обольюсь»?

Актуальное сегодня05 июля 2021 | 16:34

В конце июня на «Книжном арсенале» в Киеве состоялся public talk (публичное обсуждение), где корреспондент агентства «Associated Press» Мстислав Чернов, главный редактор издания «Запрет» Екатерина Сергацкова и журналист Зураб Аласания рассуждали об уровне беспристрастности в литературе и средствах массовой информации.

Поводом для дискуссии стал дебютный роман «Время снов» Мстислава Чернова. На «Книжном арсенале» книга, уже успевшая получить положительную критику, была представлена автором в процессе полемики об объективности и субъективности излагаемого события.
— Донося до читателя или зрителя эмоционально-окрашенную, часто одностороннюю информацию, журналисты и писатели меняют свои нарративы, все больше отказываясь от объективности в пользу журналистики… Что с этим делать? И нужна ли на самом деле объективность? Или это устаревшее понятие, которое давно уже пора заменить на другое? Для корреспондента «Associated Press» стандарты работы всегда очень высоки. Однако когда журналист занимается еще и писательской деятельностью, различия в требованиях к материалу в СМИ и книге проявляются каждый день. Тем более объективность важна в текстах о войне, только что завершившейся или еще продолжающейся. На эти вопросы попытались дать ответ участники дискуссии. Не важно, пишем мы роман или статью, снимаем репортаж или фильм, мы собираем факты и мнения, формируем собственный взгляд и пишем в перспективе этой точки зрения, подкрепляя ее собранным материалом. И все, что мы можем сделать, это быть справедливыми по отношению ко всем сторонам. Дать полную перспективу, — объясняет проблематику public talk Мстислав Чернов.
Главными героями романа стали четыре персонажа: девушка, попавшая в засаду в оккупированном Славянске; врач, из-за мук нечистой совести отправившийся к врагу сознательно; женщина, которая ищет семейного счастья с вернувшимся с войны солдатом; талантливый юноша, обреченный на смерть от рака. Героев романа объединяет одиночество и жажда любви. А еще — война. Роман «Время снов» начинается с событий российско-украинского конфликта и уходит далеко за его пределы: в Харьков, все еще взволнованный последствиями революции, в холодную тьму ночных улиц Праги, в гущу иммиграционных протестов в Италии, в буддийский монастырь в Мьянме, в Гималаи.
С 2014 года Мсти­слав Чернов работает на «Associated Press», путешествует еще больше — фиксировал события Революции достоинства, освещал аннексию Крыма, войну на Донбассе (одним из первых документировал последствия катастрофы малайзийского самолета «Boeing 777» рейса MH17), события в Сирии, Ираке, Ливии, миграционный кризис в Европе, протесты в Гонконге, Каталонии, Франции. В целом побывал в более чем 40 странах мира. Собственные воспоминания, десятки увиденных и услышанных историй человеческой боли и силы автор собрал под обложкой своего романа.
Игорь Степурин, директор издательства «Саммит-книга», выпустившего роман, рассказал, что из-за карантина всеукраинская презентация книги не состоялась. Единственным городом, где Мстислав Чернов успел представить украино­язычную версию романа, был родной для него Харьков.
— В репортаже факт всегда был и должен оставаться первичным звеном цепи «факт-эмоция-вывод». Если факт вынуть и заменить его на фактоид (случай, принимающий вид факта), вывод автоматически становится вымышленным. Как и все последующие решения на его основе. Нарратив, которой ранее принадлежал литературе, теперь вынужденно становится неотъемлемой составляющей репортажа. Именно журналисты видят это каждый день. И если «голый» фактаж не срабатывает — не литераторы приходят в журналистику, а журналисты стремятся выйти за ограничения своей профессии, не нарушая стандартов: репортаж — отдельно, книга — отдельно. К примеру: Катерина выбрала нон-фикшн, Мстислав сразу посягнул на роман. Никто не ошибся. Не зацепишь — не прочитают, — считает Зураб Аласания.
Невымышленная повесть (по современному — нон-фикшн) Екатерины Сергацковой ещё готовится к выходу в «Саммит-книге». Но её география не менее экзотическая — автор годами исследовала связь Украины, которая ведет войну с российскими марионетками на востоке собственной территории, с конфликтами, которые в то же время продолжаются за тысячи километров и в совершенно другой среде — в Грузии, Турции, Ираке.
— Литература и медиа — разные миры, разные и правила игры. Но если мы говорим о нон-фикшн, то нужно опираться на факты. Именно благодаря фактажу автор может рассказать историю так, чтобы читатель мог сделать из нее собственный, субъективный вывод, — уверена Екатерина Сергацкова.

по материалам компании «Bagels & Letters».

ИЗ ДОСЬЕ «ВРЕМЕНИ»

Мстислав Андреевич Чернов родился в 1985 году в Харькове.
Свою профессиональную деятельность начинал в харьковском информационном агентстве «Медиа-порт». Ныне известный украинский фотограф, фотожурналист, режиссер, военный корреспондент и писатель. Участник международных и всеукраинских фотовыставок. Президент Украинской ассоциации профессиональных фотографов.
Статьи, репортажи и фотоматериалы Мстислава Чернова публикуются в авторитетных печатных средствах массовой информации («The New York Times», «The Washington Post» и др.) и транслируются на телеканалах многих стран (CNN, BBC и пр.).
Мстислав Чернов — обладатель многочисленных наград, среди которых престижные премии Ливингстона и Рори Пека.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях