ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

«Песня о Днепре»: история создания

Актуальное сегодня14 июня 2021 | 15:24

О таких песнях говорят: «Песни нашей памяти, истории, нашего сердца». Их не так много, наверное, поэтому они до сих пор любимы и исполняемы. Одна из них — «Песня о Днепре» авторов Долматовского и Фрадкина. Даже в двух словах рассказанная музыковедами и военными корреспондентами история создания этой песни затрагивает столько событий, имён, что отказаться от передачи некоторых подробностей и личных воспоминаний просто невозможно!

Горькие слова
…Осень 1941 года. Красная Армия, несмотря на ожесточённое и героическое сопротивление, отступает под ударами превосходящих сил противника. Тревожны и неутешительны сводки с фронта. После многодневных упорных и тяжёлых боёв врагу удалось захватить столицу советской Украины — древний Киев. Поникли ивы на берегах седого Днепра, а сам он, суровый, порожистый, бурлил и клокотал от ярости и гнева… Именно в это время фронтовой корреспондент «Комсомольской правды» поэт Евгений Долматовский, числившийся уже в списках погибших, пробирался к своим по территории, где хозяйничали гитлеровцы. «…Переправляться через Днепр мне пришлось в сложных обстоятельствах, — рассказывал он уже в мирные дни. — Я еле дотащился до Канева, чуть не попал здесь в очередную облаву. Выбрался кое-как на окраину. Вплавь одолеть реку я никак не мог, да и вода была уже ледяная, в её чёрную пучину сыпался первый снег. Оккупанты под строгим контролем держали все лодки, но всё же мальчишки взялись переправить двух «окруженцев» на левый берег. Чёлн у них был дырявый, в октябрьских сумерках двигался медленно, а водой наполнялся быстро. Кое-как мы всё же перебрались…На хуторе удалось подсушиться, подсушить одежду. Горькие слова «ой, Днепро, Днепро» жили здесь, у берегов древней реки, в голосах женщин, в коротких и строгих переговорах партизан. Я уже не мог расстаться с этими словами, больше похожими на выдох, на стон. И понёс их дальше на восток, к линии фронта…» Наконец Евгению Ароновичу удалось выйти к своим, отыскать редакцию газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», где он встретил своих товарищей.
«Стояли мы тогда в Воронеже, — вспоминает в книге «Журналисты на войне» один из сотрудников газеты, — печатались в типографии местной газеты, а жили в музыкальном училище, расположенном поблизости. Однажды ночью меня разбудил дежурный боец, мол, какой-то гражданин просит пустить его в редакцию. Спустившись вниз, я увидел человека с бородой, в крестьянской свитке, подпоясанной бечёвкой.
— Поэт Долматовский, — представился он. — Вышел из окружения. Прошу свидания с писателями. Они меня знают.
Наши литераторы спали в большом зале, уставленном роялями. В третьем часу ночи я зажёг там свет, ввёл незнакомца в свитке:
— Кто знает этого человека?
— Женя! — радостно кричит украинец, журналист и поэт Савва Голованивский. Объятия, поцелуи. Воспоминания длились до рассвета…»

Стихи были написаны в срок
Далее разворачивались события, о которых в народе говорят: радость радостью, но… Да, предстояло явиться к начальству, доложить о прибытии и объяснить долгое отсутствие. Начальник Политуправления фронта дивизионный комиссар Сергей Галаджев встретил «пропавшего» поэта с печальным удивлением, предупредил, что нужно отправляться в Урюпинск, где проходят проверку все, кто оказался в окружении, пришёл из вражеского тыла:
— Будешь писать объяснение. Это всем вам, «окруженцам», положено. Но если ты поэт, скажи обо всём, что с тобой было, что пережил и передумал, в песне.
— Это будет песня о Днепре, — ответил Долматовский.
— Не знаю, песен не пишу, — почему-то довольно сухо отреагировал на это начальник Политуправления и добавил: — «Кстати, известно ли вам, что вы числитесь погибшим, и об этом уже сообщено в Союз писателей и вашей матери. Почта идёт долго. Может быть, вам удастся написать такие стихи, из которых будет понятно, что с вами произошло. Через газету дойдёт скорее…»
Галаджев связал Долматовского с «Комсомольской правдой». Завотделом Юрий Жуков, немало удивлённый воскрешением корреспондента газеты, попросил не позже двенадцати ночи передать по военному телеграфу стихотворение. Стихи были написаны в срок. На следующий день их опубликовала «Комсомолка», и поэт вернулся в ряды живых и действующих.

Где найти пианино?

И вот он в Урюпинске. Строки стихов о Днепре уже заполнили тетрадку. Но откуда взять музыку? Неожиданно узнаёт, что в той же казарме, куда его определили, размещён ансамбль песни и пляски Юго-Западного фронта, прибывший для обслуживания резервных частей. Ведущие программ ансамбля Юрий Тимошенко и Ефим Березин сказали, что в ансамбле есть собственный композитор, Марк Фрадкин, и посоветовали обратиться к нему.Так состоялась первая встреча поэта и композитора, положившая начало их многолетнему и плодотворному творческому сотрудничеству.
Имя Долматовского к тому времени было уже широко известно по его довоенным стихам и песням, созданным вместе с композиторами Дунаевским, Чемберджи, братьями Покрасс, Богословским, Милютиным. Песни эти прозвучали в фильмах «Истребители», «Девушка с характером», «Сердца четырёх», «Морской ястреб». Марк Григорьевич Фрадкин только начинал свой путь в песне. Окончив Ленинградский театральный институт и прозанимавшись два года в Минской консерватории, он был призван в 1939 году в армию. Рядовым стрелкового полка участвовал в освобождении Западной Украины. Потом был переведён в ансамбль песни и пляски Киевского военного округа. В Киеве Марка Фрадкина и застала война. С ансамблем прошёл он весь тяжёлый и горестный путь отступления от Днепра к Дону и Волге, до самого Сталинграда. Многое довелось испытать. И потому стоит ли говорить, как взволновала его предложенная поэтом тема для песни, как зажгли и вдохновили сами стихи…Композитор и поэт бродили по улицам Урюпинска в поисках пианино. Заглядывали в окна хат. Наконец разглядели в одном из них, сквозь морозный узор, бронзовые подсвечники. — «Разрешите нам поиграть на вашем пианино?» Более странной просьбы в ноябре сорок первого года, наверное, никто не слыхивал. Выяснилось, что дом принадлежал священнику. Хозяин впустил неожиданных гостей и оставил наедине с инструментом. «Мы работали два дня, — вспоминал Евгений Аронович. — Наконец музыка получилась. Подгоняем каждое слово, чтобы пелось. Ночью собирают ансамбль. Песню слушают молча. Приказано к завтрему разучить её. Но выполнить приказание не так просто. Хоровая группа — все киевляне — плачет, петь не может. Первое исполнение всё же назначено на утро в кавалерийском манеже. Публика — это тысяча политработников, вышедших из окружения и проходящих проверку. Тимошенко и Березин объявляют, что сейчас будет исполнена новая песня, но ансамбль ещё долго молчит, прежде чем начать. Наконец, песня пропета, но аплодисментов нет. Люди молча, медленно встают, и в этой неловкой паузе она возникает снова. Ансамблю пришлось спеть «Песню о Днепре» трижды. В тот же день Долматовский выехал в Воронеж, в Политуправление фронта за назначением.

Дивизия под наименованием «днепровская»
25 декабря 1941 года «Песню о Днепре» опубликовала газета Юго-Западного фронта «Красная Армия», а под Новый год, 31 декабря 1941 года, в Воронежском драматическом театре ансамбль исполнил её для командования фронта. Запевал песню солист ансамбля Остап Дарчук. «Песня о Днепре» стала необыкновенно популярной. Приехавшие в Воронеж в составе фронтовой бригады композиторы Кабалевский, Белый и Дзержинский захватили её с собой в Москву. И вскоре она прозвучала по радио на всю страну в исполнении замечательных украинских певцов Ивана Паторжинского и Марии Литвиненко-Вольгемут. Никого не могли оставить равнодушными слова: «Будет славный день, мы пойдём вперёд». Это стало клятвой. Песня звала воинов к стойкости, мужеству, вливала в них решимость освободить родную землю, места, где «любили мы и росли». С ней воины освобождали Киев в 1943 году, форсировали Днепр.
«В конце сентября 1943 года, — вспоминал эти незабываемые дни ветеран Великой Отечественной войны Иван Тимофеевич Багрянцев из Куйбышева, — наша 106 Забайкальская стрелковая дивизия незаметно для гитлеровцев подошла к Днепру у города Лоева и, замаскировавшись в прибрежном лесу, готовилась к его форсированию. Мы, вездесущие связисты, стали тянуть телефонные линии: действующие и запасные, соседу слева и соседу справа. Тут-то я и заметил среди замаскированной военной техники старый раскрашенный маскировочной краской автофургон на шасси ЗИС-5 с большим фанерным четырёхугольным громкоговорителем. Я ещё подумал: «А этот зачем сюда прибыл?» Но в первых числах октября, рано утром, под прикрытием мощной артиллерийской подготовки дивизия стала форсировать Днепр. Как только стихла канонада, над рекой во всю мощь полились слова могучей и раздольной песни. Песня эта гремела так мощно, что её не могла заглушить никакая канонада. Слышна она была километров за пять-восемь от Днепра. Создавалось впечатление, что поёт сам воздух, вода, лес, земля, что и они радуются вместе с нами наступившему, наконец, долгожданному часу освобождения. Песня вселяла силы в души бойцов, возбуждала лютую ненависть к фашистским захватчикам, звала на подвиг во имя скорейшего освобождения многострадальной украинской и белорусской земли. За успешное форсирование Днепра нашей дивизии было присвоено наименование «Днепровская».
Ныне эта песня, созданная в далёком 1941 году, всё так же волнует людей: в 1957 году строители Каховской ГЭС установили в память о героях минувшей войны с фашизмом 15-метровый обелиск, на его постаменте они выбили строки из «Песни о Днепре»; в Херсоне решили, что мелодию её должны разносить далеко окрест куранты, установленные на здании горисполкома; звучит музыкальная фраза из песни и на могиле Неизвестного солдата в Киеве, у обелисков и памятников героям минувшей войны, освободителям Украины.

У прибрежных лоз, у высоких круч
И любили мы, и росли.
Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч,
Над тобой летят журавли.
Ты увидел бой, Днепр, отец-река,
Мы в атаку шли под горой…
Кто погиб за Днепр, будет жить века,
Коль сражался он, как герой.
Враг напал на нас, мы с Днепра ушли,
Смертный бой гремел, как гроза.
Ой, Днепро, Днепро, ты течёшь вдали,
И волна твоя, как слеза.
Из твоих стремнин ворог воду пьёт,
Захлебнётся он той водой!
Славный час настал – мы идём вперёд
И увидимся вновь с тобой.
Бьёт фашистский сброд Украина-мать
Партизанкою по Днепру,
Скоро выйдет вновь сыновей встречать,
Слёзы высохнут на ветру.
Кровь фашистских псов пусть рекой течёт,
Враг советский край не возьмёт.
Как весенний Днепр, всех врагов сметёт
Наша армия, наш народ.

Публикация
Тамары Надеждиной.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях