ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Почетные харьковчане: митрополит Никодим

Актуальное сегодня12 апреля 2021 | 17:22

Харьковскую епархию ещё со времён основания возглавляли духовно сильные, умные и влиятельные владыки. В их ряду были такие светила, как Иннокентий (Борисов), Мелетий (Леонтович), Филарет (Гумилевский), Антоний (Храповицкий).

Среди них и митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), мудрый церковный и общественный деятель, яркий гимнограф, поэт и публицист, к 100-летию со дня рождения которого в эти дни готовится Харьковская епархия. Празднование юбилея началось сегодня, 13 апреля, с всеукраинской конференции, а завершится в середине мая.

Выбор жизненного пути
Детство будущего митрополита не было безоблачным: приходилось тяжело работать на поденщине, пасти овец, убирать урожай. В те годы он дружил с сыном сельского священника отца Иоанна Смеречанского. Это общение повлияло на выбор жизненного пути.
Также прорастали зерна духовности, посеянные в сердце Николая глубоко верующей мамой, после смерти мужа принявшей монашеский постриг с именем Мария Магдалина. И в августе 1938 года из этого сердца прозвучали слова: «Я иду в монастырь!» Николай с благословения мамы в воскресный день, на рассвете, отправился в дорогу, которая вела в монастырь и в простирающуюся за ним не ведомую никому, кроме Бога, даль…

От послушника до настоятеля
В 1938 г. 17-летний Николай стал послушником Иоанно-Богословского Крещатицкого монастыря на Северной Буковине. Через семь лет послушник Николай Руснак принял монашеский постриг с именем Никодим.
Монастырь был очень бедным. Нести монашеский подвиг смогли лишь те, у кого была глубокая, непоколебимая вера. Владыка вспоминал, что, «кроме послушания в монастыре, должен был духовно окормлять жителей нескольких сел в окрестностях нашей обители. Для их посещения транспорта не было, преодолевал я многие километры в любую погоду, в ненастье, летом и зимой пешим ходом, привязав отвалившиеся подошвы к верху ботинок веревочкой».
Трудами иеромонаха Никодима, ставшего в 1950-м настоятелем святой обители, строится жилой корпус на 24 келии. К этому периоду относятся и первые пробы молодого священнослужителя в литературном творчестве.

Семинария и академия

В 1955-м иеромонах Никодим направляется в Загорск для поступления в Московскую духовную семинарию. Когда в Черновицкой епархии ему кто-то заметил: «Никодиме, куди ти їдеш? Ти намісник монастиря, а там одні хлопчики вчаться», он ответил: «То і я стану хлопчиком і буду вчитися». Так иеромонах Никодим в 34 года сел за семинарскую парту, когда учащимся рядом с ним было по 18–19 лет.
Кроме учёбы, иеромонах Никодим некоторое время исполнял обязанности благочинного Свято-Покровского академического храма, нёс послушание клирика в московском Свято-Преображенском (Скорбященском) храме, в котором познакомился с известным тогда ещё архимандритом Никодимом (Ротовым).
Духовную академию владыка Никодим окончил в 1966 г. со степенью кандидата богословия за работу по кафедре патрологии «Пастырская и проповедническая деятельность святителя Иоанна Златоуста на Константинопольской кафедре».

На Святой земле

Решением Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского; 1877–1970) и Священного синода иеромонах Никодим в 1958 г. направляется в Иерусалим в качестве заместителя начальника Русской духовной миссии. Это послушание он выполнял на протяжении трех лет.
«Святую землю, — подчеркивает митрополит Никодим, — я считаю своей второй духовной академией. Рядом со мной был мудрый наставник, архимандрит Никодим (Ротов), который щедро делился со мной тем, чему нельзя научиться ни в каком учебном заведении, — практическим опытом священнослужения не только на родине, но и за ее пределами».

Начало епископского служения
5 июля 1961 года Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный синод Русской Православной Церкви приняли решение: «Архимандриту Никодиму (Руснаку), по возвращении из Святой земли, определено быть епископом Костромским и Галичским».
В 1961-м в Советском Союзе резко усилилась антицерковная кампания: закрыто почти 1500 православных храмов, пять из восьми духовных семинарий, запрещен колокольный звон. Однако на Костромской земле за три года служения епископа Никодима не был закрыт ни один православный храм; вопреки требованиям властей удалось отстоять от передачи в музей чудотворную икону Феодоровской Божией Матери.
На Южноамериканской кафедре

В 1964 году епископ Никодим переведён на Аргентинскую и Южноамериканскую кафедру. Если вначале аргентинские власти предоставили ему визу на пребывание в стране в течение трех месяцев, то затем выдали так называемое свидетельство о принадлежности (ceduladеindificate), которое дает право на проживание в Аргентине пожизненно.
Владыка поддерживал добрые отношения с иерархами православных церквей, представителями других христианских конфессий в Южной Америке. Главной стороной его служения была молитва пред алтарем Господним, совершение таинств и отеческое духовное окормление православных верующих. Его трудами в Аргентине были построены три новых православных храма (в том числе Благовещенский кафедральный собор в Буэнос-Айресе) и открыт первый русский православный приход в Чили. В 1970-м под редакцией владыки издается «Служебник» («Литургикон») — чин Божественных литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова, который специалисты признали лучшим переводом православных литургий на испанский язык. В 1968 году преосвященный Никодим возведен в сан архиепископа, а в 1970-м назначен патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки, включая Мексику. Владыка пребывал на этом посту до 1977 года.
Владыка горячо молился за Украину, любил её всем сердцем. И это проявлялось не в каких-то голословных заявлениях, а в том, что он был неотделим от своей земли. В Аргентине ему предлагали хорошие материальные условия, если он останется в Южной Америке навсегда. Но владыка отверг это предложение: «Если я вернусь на Родину и меня лишат всего, упрекнут во всех грехах, то все равно буду там, на своей родной земле».
На Харьковской кафедре

С декабря 1970 года жизнь владыки Никодима связана с харьковской землей.
К 1970-му в Харьковской епархии действовало всего около 60 приходов, многие из них не имели необходимых помещений. Отсутствовали монашеские обители и духовные школы.
Внешнецерковные труды архиепископа Никодима способствовали активизации жизни епархии и сохранению храмов Божиих и исторических святынь от уничтожения: Харьков посещали высокие гости и иностранные делегации. Немало сил пришлось приложить архиепископу Никодиму, чтобы добиться в сложное богоборческое время, в 1978 году, канонизации святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского.

Служение во Львове

После тринадцати лет пребывания на харьковской земле архипастырское служение владыки продолжилось на Львовской кафедре — духовном центре древней Галичины. В апреле 1985 года указом Святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова; 1910–1990) архиепископ Львовский и Тернопольский Никодим, правящий архиерей самой многочисленной по количеству приходов епархии Русской церкви, возведен в сан митрополита.
С призывом сохранять «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3) владыка посещал приходы, укреплял духовных чад архипастырскими проповедями, черпая духовные силы у святынь православной Галичины: Почаевской и Теребовлянской икон Божией Матери, мощей преподобного Иова Почаевского и мученика Парфения.

Возвращение на слобожанскую землю
13 сентября 1989 года Священным синодом Русской Православной Церкви митрополит Никодим вновь назначен на Харьковскую кафедру.
Конец 1980-х годов без преувеличения можно охарактеризовать как время, исполненное особых знамений, время благотворного возрождения, которое многие называют вторым Крещением Руси. На исходе ХХ столетия началось восстановление монастырей, открылись новые приходы, духовные школы.
В 1990 году в праздник Входа Господня в Иерусалим митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим освятил главный храм Свято-Покровского монастыря, возвращенного Харьковской епархии по просьбе верующих. В 1993-м на территории Покровского монастыря открылось духовное училище, через три года преобразованное в семинарию.

Архиерейский собор

Проходивший в Покровском монастыре в мае 1992 года Харьковский архиерейский собор открыл новую страницу в истории Украинской Православной Церкви, получившей в 1990 г. от святой Матери-Церкви право широкой автономии.
В сложной ситуации церковной жизни Украины, связанной с раскольнической деятельностью бывшего митрополита Киевского, Священный синод Матери-Церкви вынес решение: митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму, старейшему по хиротонии архипастырю в Украине, созвать и возглавить собор епископов Украинской Православной Церкви. Отвергнув пагубный раскол, участники собора приняли судьбоносное решение — быть в единении со вселенским каноническим православием, нерушимо соблюдать верность историческому пути, указанному святым апостолом Андреем Первозванным, святым равноапостольным князем Владимиром и тысячелетним подвигом стояния в православной вере народа Святой Руси. Харьковский архиерейский собор избрал предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира (Сабодана; 1935–2014), ставшего 121-м митрополитом Киевским в истории святого Православия…
***
15 сентября 2011 года на 91-м году жизни митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим тихо отошёл ко Господу. Чин погребения был совершён в Благовещенском кафедральном соборе при огромном стечении верующих. По завещанию владыки местом захоронения стал Мелетиевский нижний предел. Над могилой установлено искусное мраморное надгробие, заранее приготовленное владыкой.
Старейший архиерей Матери-Церкви, один из старейших иерархов вселенского православия, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим в конце земного бытия размышлял: «Я делал то, что мог делать, и не сделал того, чего сделать не мог. Всматриваюсь в прожитые мною годы, чтобы понять: так ли, как надлежит, распорядился я ниспосланным мне Господом даром жизни. И когда предо мной предстают труды прожитых мною лет, я по-детски радуюсь, подобно голландскому художнику Рембрандту, который, взглянув на свою картину двадцатилетней давности, произнес: «Я не зря прожил жизнь». И мне также хочется сказать: «Слава Богу, я не зря прожил жизнь». И впредь буду отдавать все свои силы для того, чтобы не посрамилась Вселенская Православная церковь, которую я безгранично люблю, ради которой я живу, за которую, если будет нужно, я готов умереть, до последнего своего вздоха не уставая повторять: «Слава Богу за всё!»

Подготовил протоиерей
Фёдор Воскобойников,
руководитель отдела по делам молодежи и культуры Харьковской епархии Украинской православной церкви, по материалам директора Церковно-исторического музея Харьковской епархии протодиакона Максима Талалая.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Митрополит Никодим (в миру Николай Степанович Руснак) родился 18 апреля 1921 г. в с. Давидовцы на Северной Буковине (тогда входило в состав Королевства Румыния, ныне — Кицманский р-н Черновицкой обл.) в крестьянской семье.
С 1938 г. — послушник Иоанно-Богословского Крещатицкого монастыря. 6 января 1945 г. пострижен в монашество, 29 апреля рукоположен во иеродиакона, 23 февраля 1946 г. — во иеромонаха.
В 1950–1955 гг. — настоятель Иоанно-Богословского Крещатицкого монастыря.
С 23 апреля 1958 г. — член Русской духовной миссии в Иерусалиме, 15 ноября того же года возведен в сан архимандрита, назначен начальником миссии.
10 августа 1961 г. хиротонисан во епископа Костромского и Галичского.
С 21 апреля 1964 г. — епископ Аргентинский и Южно­американский.
25 февраля 1968 г. возведен в сан архиепископа, назначен экзархом Центральной и Южной Америки.
С 1 декабря 1970 г. — архиепископ Харьковский и Богодуховский, и. о. экзарха Центральной и Южной Америки (до 1977 г.).
С 23 ноября 1983 г. — архиепископ Львовский и Тернопольский, временно управляющий Харьковской епархией. 28 марта 1984 г. освобожден от временного управления Харьковской епархией.
9 апреля 1985 г. возведен в сан митрополита.
С 27 декабря 1988 г. — митрополит Львовский и Дрогобычский, с 13 сентября 1989 г. — митрополит Харьковский и Богодуховский.
В 1991–1992 гг. — председатель Комиссии по богослужебным текстам УПЦ.
С апреля по 27 мая 1992 г. согласно указу Святейшего патриарха Алексия II исполнял обязанности предстоятеля УПЦ до избрания нового главы Украинской Православной Церкви митрополита Владимира (Сабодана).
С июня 1992 г. — постоянный член Священного синода УПЦ.
С 27 декабря 1994 г. — председатель Комиссии УПЦ по канонизации святых.
Доктор богословия honoriscausa Киевской духовной академии и Варшавской христианской богословской академии. Почетный профессор ХНУ им. В. Н. Каразина и других вузов Харькова. Почетный член Союза писателей Украины и Союза писателей России. Член Союза журналистов Украины.
Отмечен многочисленными церковными и светскими наградами.
Почётный гражданин Харькова (1999) и Харьковской области (2006).

САЙТ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ВЛАДЫКЕ

В рамках всеукраинской конференции был презентован сайт, посвящённый жизни и творчеству митрополита Никодима (nikodim.kharkov.ua).
Возможно, кто-то из читателей «Времени» встречался лично с владыкой, и имеет свою связанную с ним историю. Эту историю можно предложить для публикации на сайте через раздел «Контакты».

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях