ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

«Сирийский крест» над «Городом каменных рыб»

Актуальное сегодня29 марта 2021 | 16:10

В Харьковской художественной галерее имени Генриха Семирадского демонстрируется выставка «Метаморфозы», на которой представлены 40 живописных произведений заслуженного деятеля искусств Украины Гайрата Байматова.

Ташкентский искусствовед Надежда Коблова упорно связывает искусство этого художника с этническими особенностями, утверждая: «Живопись Гайрата Байматова проникнута национальным колоритом Узбекистана. Страна палящего солнца, белоснежного хлопка и сладких дынь обрушивается на нас с пространства его работ многоголосым гомоном восточного базара и пряным ароматом специй, тишиной ночного аула и ярким манящим светом луны, орошающим каменистые среднеазиатские пейзажи. Весь этот колорит передан через особую призму творческого восприятия автора. Гайрат Байматов стремится воссоздать посредством своей живописи атмосферу восточного праздника, карнавала: приподнятый эмоциональный тонус — визитная карточка многих его работ».
Судя по всему, искусствовед пытается «не выпускать» художника за рамки восточного менталитета. Однако, судя по выставленным произведениям, этот самобытный живописец уверенно проявляет себя сразу в нескольких авангардных направлениях мирового изобразительного искусства. А связывает несколько линий в его творчестве воедино «седой старик» модерн, который удачно объединяет в себе импрессионизм, абстрактный экспрессионизм и кубизм.
Возможен и атмосферный реализм, потому что все метафорические существа обитают не где-нибудь, а в реальном земном пространстве. Реальное пространство на картинах Гайрата Байматова наполнено метафизическим состоянием. Да, да, именно таким, какое невозможно постигнуть с помощью привычных органов чувств. Сюжеты обладают силой глубоких атмосферных обобщений, передаваемых нам с помощью сакральных знаков и многозначных контуров реликтовой символики. Как образец — «Город каменных рыб», где неведомым скульптором вытесаны немые обитатели водных глубин с выразительными человеческими лицами. Они молчаливо плывут в воздушном потоке на фоне экзотического поселения мимо скорбящей женщины, оплакивающей чернокожего мужчину, держащего за руку рыбоголовое создание. При всей заманчивости сюжета внимание на себе сосредотачивает глиняный ихтиандр с чешуей из многочисленных людских профилей. На этом полотне художнику удается использовать особенный по своей выразительности цветовой баланс, благодаря которому передана напряженность момента в предвосхищении скорой беды. Колористическая гамма «взвешена» контрастным сочетанием серого, лилового, желтого и игрой сине-серых полутонов.
При беглом обзоре может показаться, что на картонах, бумаге и холстах отражается капля влаги, рассматриваемая под микроскопом. В этой капле бурлят многоцветные молекулы, всякого рода растительные клетки и бактерии. Создается ощущение их непрерывного движения до тех пор, пока они не сфокусируются в целостный образ «Охридского озера», «Тысячи и одной ночи» или, например, в некоего восточного «Маскарабозу» — многоликого площадного комедианта, прототипа дельартовского паяца или славянского скомороха…
Уверяю, около «Сирийского креста» можно потерять рассудок! В малое пространство картинной рамы вместилось эпическое полотно, повествующее о многовековой истории христианства. Пастельное письмо «нитями» оплетает мелко рифленую поверхность, напоминающей фактуру гобеленового холста. Создается несравненный эффект тканой основы. Художник изобразил символическое отражение земной жизни внутри креста и неземной — в иконных ликах святых, охраняющих хрупкость человеческого бытия.
В мире искусства есть определение — «эстетство колорита», которое выделяет из общего круга приверженцев какого-то одного направления оригинального мастера, пренебрегающего подробностями живой или предметной среды ради создания эффектных аналогов, наполненных своеобразным художественным содержанием. Иллюзорно переосмысленный мир Гайрата Зухритдиновича — эстетически выверенный колорит, способный передавать ощущение многокрасочных человеческих эмоций.
— Мир доносит нам информацию через неких людей-проводников… Гайрат Байматов — это уникальный человек, который подключен к другим Вселенным и Мирам. Он — цельное явление. Картины Гайрата позволяют нам другими глазами взглянуть на многое и задуматься: «А сможем ли мы увидеть и понять сакральный смысл в его полотнах? Магический символизм Гайрата позволяет нам постигнуть суть самого мироздания… На картине можно увидеть разнообразные прозрачные фигурки, фантастические сооружения, чудовищ и адские карикатуры. Всё это жизнь человека, в которой присутствует образ настоящей любви и благости. Однозначного толкования смысловых значений его картин не существует — каждый может найти в них свою историю. Главной особенностью стиля Гайрата является то, что художник доносит суть человеческих отношений через множество мелких деталей. Многомерность и уникальность каждой его новой работы заставляет нас искать и находить в них собственные смыслы, — такую оценку работам художника дал некто, не пожелавший назвать своего имени. Надо сказать, высказался красиво и точно.
Из досье «Времени»
Гайрат Зухритдинович Байматов родился 26 февраля 1946 года в Ташкенте (Узбекистан). После окончания Ташкентского художественного училища продолжил учебу в Харьковском художественно-промышленном институте. Преподаватели по специальности «живопись» — Б. Токмин, Ю.   Дячек, А. Шапошников, С. Беседин.
Член Национального союза художников Украины и Союза художников Узбекистана.
Основные произведения: серия «Древние монеты Средней Азии», серия «Харьковские миражи».

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях