ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Традиции меценатства: из прошлого к будущему

Актуальное сегодня15 апреля 2021 | 17:15

Сегодня исполняется 180 лет со дня рождения украинской просветительницы и педагога Христины Алчевской.

С 1990-х годов это имя вернулось к нам почти из небытия, и уже выросло целое поколение харьковчан, у которых фамилия меценатов Алчевских привычно ассоциируется с родным городом.

Благотворительность — как «пережиток» и как прогресс
Но так было не всегда. В советские времена члены этой семьи были преданы забвению, поскольку тогда в стране не поощрялась ни финансовая состоятельность, ни индивидуальные инициативы в образовании, ни сама благотворительность.
Ко дню рождения Христины Даниловны Алчевской (1841—1920) Украинский институт национальной памяти провел онлайн-встречу исследователей истории, участники которой поделились не только малоизвестными фактами из жизни просветительницы, но и рассказали об атмосфере благотворительности, сформировавшейся в украинском обществе ко второй половине ХІХ века.
Многим нашим современникам сейчас трудно поверить, что полтора века назад богатые люди жертвовали значительную часть своих доходов на благотворительность, не собираясь при этом в депутаты. Нередко, даже уходя в мир иной, они оговаривали в завещаниях, сколько денег их наследники должны тратить на те или иные меценатские проекты.
— На первый взгляд кажется, что эта тема простая, но на самом деле она сложная, — говорит глава Украинского института национальной памяти Антон Дробович. — Эта тема касается как социальной ответственности элит, так и ответственности общества, которое должно помнить людей, сделавших для него доброе дело. Кто-то строил школы, больницы, пожарные части и передавал их громадам, кто-то собирал уникальные коллекции и оставлял их местным музеям, кто-то поддерживал талантливых молодых ученых… За Костомаровым, Шевченко и другими известными людьми стоят истории, связанные с меценатами. Память о таких людях делает общество сильнее, пригоднее для того, чтобы в нем появлялись новые меценаты.

Ломая стереотипы

Христина Алчевская (Журавлева) родилась в городке Борзна Черниговской губернии в семье учителя. Отец, по ее воспоминаниям, был человеком жестоким, нередко избивал ее братьев до такой степени, что одного практически покалечил. Он же был категорически против обучения дочери грамоте, и ей пришлось подслушивать под дверью комнаты, в которой для братьев проводил уроки домашний учитель, таким образом самостоятельно научившись читать и писать. Пока исследователям не удалось отыскать корни Х. Д. Алчевской по отцовской линии, поскольку в Борзне почти не сохранилось метрических книг. Что же касается родословной матери, то она была дочерью героя Отечественной войны 1812 года генерала Вуича, происходившего из рода сербских эмигрантов, помогавших российским царям «осваивать» новые территории, в том числе и Украину.
Словом, если семейные традиции как-то и повлияли на формирование будущей просветительницы, то преимущественно в виде отрицательного примера: с юности Христина стремилась к просвещению женщин и поддержке украинской культуры и языка. Встретив своего будущего мужа, Алексея Кирилловича Алчевского, девушка нашла в нем по-настоящему родственную душу. Он способствовал продолжению ее образования, а затем помогал воплощать в жизнь ее проекты бесплатного народного просвещения не только в Харькове, но и, например, на территории нынешней Луганской области.
Фактически Христина Даниловна была революционеркой своего времени: она преодолевала официальные запреты на украиноязычное образование и разрушала вековые стереотипы, предписывающие женщине исключительно роль матери и домохозяйки. В основанной ею в 1862 году в Харькове воскресной женской школе она обучала слушательниц языку и литературе, истории и другим предметам, убеждая общество в том, что женщины имеют право на образование и общественную деятельность. Первые годы школа существовала нелегально, фактически уроки проводились в усадьбе Алчевских. Позже по проекту архитектора А. Н. Бекетова для нее было построено отдельное здание (сейчас в нем находится выставочный зал Харьковского художественного музея).
По подсчетам историков, через школу Алчевской за все годы ее существования прошло около 17 тысяч человек. Здесь читали лекции известные ученые Харьковского университета — конечно же, бесплатно, ибо понимали важность народного просвещения. В целом около 100 человек помогали Христине Алчевской в развитии этой школы — уникальной на тот момент не только для Харькова, но и для всей Российской империи. Тут не просто проводились уроки, а еще и разрабатывались пособия и программы для обучения слушателей разных возрастов и разного уровня подготовки. В 1919 году помещение воскресной школы было национализировано, здесь разместилась школа рабочей молодежи. А в 1920 году не стало и самой Х. Д. Алчевской…

Христя и Христина

В Харькове и сегодня живут потомки Алчевских, одновременно являясь и потомками Бекетовых, поскольку дочь Х. Д. Алчевской Анна была замужем за архитектором А. Н. Бекетовым. Известная общественная деятельница Елена Рофе-Бекетова сегодня занимается защитой старинной архитектуры города, а также возглавляет благотворительный фонд «Харків з тобою».
— Культура благотворительности была уничтожена во время Советского Союза, но она должна быть, ведь это то, что поддерживает нас и в трудные, и в радостные времена, — говорит Елена. — Сегодня я с радостью могу отметить, что многие предприниматели готовы жертвовать деньги на помощь армии, переселенцам, детям. Но когда речь идет о каких-то культурных проектах, пока еще нет понимания, что их тоже важно поддерживать, ведь нередко культура защищает нас не хуже, чем оружие.
Елена Рофе-Бекетова рассказала о детях Христины Даниловны и Алексея Кирилловича, их было шестеро, и все они принимали участие в работе воскресной женской школы. Старший сын Дмитрий был физиком по образованию. Его жизнь оборвалась трагически в 1920 году во время «красного террора» в Крыму. По причине дворянского происхождения он был арестован и вместе со своим зятем приговорен к расстрелу. В последний момент он успел толкнуть своего зятя так, что тот покатился с горы, и благодаря этому сумел убежать. Со временем тот стал известным геологом.
Второй сын Алчевских, Григорий, был композитором; мало кто знает, что разработанные им вокальные техники используются до сих пор. Еще один сын — Николай — был юристом, профессором Харьковского юридического института. Он умер от голода во время немецкой оккупации. Иван Алчевский стал всемирно известным оперным певцом. Его называли украинским Карузо. Выступая на всех известных сценах мира, он непременно включал в свой репертуар и украинские произведения. Старшая дочь Алчевских Анна была художницей, ученицам воскресной школы она преподавала рисование.
Младшая дочь Алчевских была тезкой матери, поэтому довольно часто их путают даже исследователи. Христина Алексеевна — Христя Алчевская, как ее чаще называют — занималась переводами и поэзией. В 1905 году она прислала в газету текст революционного марша, начинавшегося словами «Гей, на бій, за нами встануть…» Рукопись попала в жандармерию, в доме Алчевских провели обыск, но по счастливой случайности ничего не нашли. Благодаря родителям Христя была знакома со многими представителями культурной элиты Украины того времени. Она дружила с Ольгой Кобылянской, Лесей Украинкой и Оленой Пчилкой, вела переписку с Михаилом Коцюбинским, Марией Заньковецкой, Иваном Франко, Василем Стефаником, Анри Барбюсом и др. Христина-младшая окончила Сорбонну, поэтому наверняка ей были известны передовые на тот момент европейские педагогические практики, которые она стремилась воплощать в своей работе учительницей. Несмотря на то, что ее переписка с известными людьми того времени почти не сохранилась, она оставила множество воспоминаний и более 4 тысяч произведений, которые в большинстве своем до сих пор не опубликованы, да и само наследие поэтессы еще требует тщательного изучения.
— Ленин в своих сочинениях с возмущением отзывался об Алексее Кирилловиче Алчевском как о страшном эксплуататоре, — рассказала Елена Рофе-Бекетова. — В том числе и из-за этого Алчевские были преданы забвению, а имя Христины Алексеевны вычеркнуто из украинской поэзии на долгие десятилетия.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях