ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Уникальное многообразие в одном художественном проекте

Актуальное сегодня22 февраля 2021 | 17:46

Вниманию любителей изобразительного искусства Харьковский художественный музей подготовил объемный культурологический проект, состоящий из нескольких уникальных вернисажей. Презентация выставки состоится в первых числах марта.

То, что сегодня является бесценным достоянием отечественных музеев изобразительного искусства, украшением и гордостью художественного наследия независимой Украины, — плод благородного труда людей, посвятивших свою жизнь собранию лучших образцов живописи и ваяния. Харьков — не исключение! Мы по праву можем гордиться уникальным собранием истинных шедевров, оставленных нам в наследие великими мастерами и современными художниками, которые спустя время, несомненно, тоже будут признаны великими.
В этой связи грешно не вспомнить, что начало этого музейного собрания было положено в 1805 году Василием Каразиным, выкупившим для Харьковского университета коллекцию Федора Аделунга, состоящую из двух с половиной тысяч графических произведений. Таким образом Василий Назарович подал пример многим поколениям, вносившим и ныне вносящим свою лепту в бесценную сокровищницу художественного фонда нашего музея изобразительных искусств. Давайте еще раз скажем спасибо меценатам, искусствоведам и реставраторам, благодаря которым коллекция харьковского музея пополняется и сохраняется!
Итак, семь разделов будущей масштабной экспозиции в разных выставочных залах включают такие темы:

«Украинское и русское искусство ХVI — нач. XX века»
Представлены иконы ХVI–ХVІІ вв., произведения Д. Левицкого, В. Боровиковского, В. Тропинина, К. Брюллова, Т. Шевченко, И. Айвазовского, И. Шишкина, В. Васнецова, П. Мартыновича, С. Васильковского, В. Сурикова,
А. Мурашко.
Особое место в экспозиции занимают произведения И. Репина, в частности, знаменитое полотно этого мастера «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1889–1896).

«Западноевропейское искусство XV–XIХ веков»
Экспозиция рассказывает о характерных тенденциях развития изобразительного искусства Западной Европы на примере уникальной коллекции произведений мастеров Италии и Нидерландов. Дополняют живописный ряд запоминающиеся образцы скульптурного творчества западноевропейских мастеров.
«Фарфор XVIII — нач. ХХ в. Германия, Австрия, Россия, Франция, Англия, Дания»

На выставке зрители смогут увидеть более 500 произведений фарфора из собрания Харьковского художественного музея.

«Украинское народное искусство»
В экспозицию вошли более ста произведений народного искусства из фондов музея, созданных в период второй половины ХIХ–ХХI веков. Это лучшие образцы традиционной вышивки, керамики, резьбы по дереву, вытынанки, бисероплетения, плетения из лозы и соломки, а также гончарные изделия утилитарного назначения.

«Ученики И. Е. Репина: графика конца XIX — начала ХХ века»
На выставке представлены работы десяти учеников Ильи Ефимовича Репина, выполненные в различных техниках (акварель, гуашь, офорт, цветная линогравюра, рисунок).
Прославленный мастер был педагогом у многих выдающихся художников, среди которых Б. Кустодиев,
Ф. Малявин, Д. Кардовский, М. Врубель, И. Билибин, К. Сомов, Г. Остроумова-Лебедева. Педагогический талант Репина проявился в том, что каждый из них стал яркой творческой личностью, не подражая и не повторяя учителя. В экспозицию также вошли работы харьковских учеников И. Репина С. Прохорова и А. Кокеля. После окончания Академии художеств они приехали в Харьков для преподавания в открытом в 1912 году художественном училище.

«Незабытые имена земляков»
В рамках этого проекта пройдет несколько выставок:
• К 110-летию со дня рождения известного представителя харьковской графической школы Василия Фёдоровича Мироненко (1911–1964). Много лет он совмещал творческую деятельность и педагогическую работу в Харьковском художественном институте (ныне государственная академия дизайна и искусств). Выдающийся мастер офорта, В. Мироненко много сделал для развития и популяризации этой техники в отечественном искусстве. Жанровым приоритетом мастера всегда был пейзаж, представленный на выставке в различных вариациях: городской, сельский, промышленный. Харьковские виды автора чаще всего воспроизводят знакомые, даже знаковые для горожан объекты, такие как Южный вокзал, памятник Т. Шевченко. Гравюры наполнены чувством незримой связи города с его жителями, настроением счастливой повсе­дневной жизни, ощущением неповторимой атмосферы родного города.
• К 150-летию со дня рождения известного художника и педагога, ученика И. Е. Репина Митрофана Семеновича Фёдорова (1870–1941). Приехав в Харьков в начале ХХ века, он преподавал в художественном училище, став наставником многих известных харьковских мастеров, среди которых
Г. С. Мелихов, Л. И. Чернов,
П. М. Супонин, Г. А.Томенко,
П. М. Черненко. Наследие автора, большая часть которого, увы, погибла во время Второй мировой войны, — это преимущественно портретная живопись и пейзаж этюдного характера. В своих художественных взглядах
М. С. Федоров опирался на реалистичные традиции в искусстве, важной составляющей которых была серьезная профессиональная академическая школа.
• К 160-летию со дня рождения талантливого художника и педагога Николая Семеновича Самокиша (1860–1944). На выставке экспонируется свыше 40 живописных и графических произведений. В архивном разделе представлены уникальные материалы: рукопись мемуаров, фотографии, палитра мастера. Н. С. Самокиш прославился, прежде всего, как баталист и мастер анималистического жанра. В его работах, отличающихся мастерством композиции и рисунка, одинаково хорошо переданы динамика и статика животных, пластическая выразительность фигур. Еще одна любимая тема творчества Н. С. Самокиша — изображение исторического прошлого Украины. Значительное количество произведений посвящено Запорожской Сечи, подвигам казаков, их походам и битвам.

«Пикассо. Периоды гениальности»
Этот уникальный проект Харьковский художественный музей презентует совместно с Музеем украинской живописи города Днепра. Экспозиция состоит из 25 эстампов художника и произведений современного видеоарта.
История искусства знает не так уж много мастеров, которые при жизни были признаны классиками. В XX веке это, безусловно, — Пабло Пикассо (1881–1973), творческая карьера которого считается одной из самых продолжительных. Она охватывает почти 80 лет, поэтому не
удивительно, что за это время художник тяготел к экспериментам, осваивая авангардные направления от классицизма и натурализма до кубизма и сюрреализма. Почти в каждом десятилетии мастер начинал творить в совершенно другой манере, пластике и колористике. Диджитал-выставка охватывает все периоды творчества Пикассо. Наиболее яркие тематические и сюжетные линии экспрессивно представлены с помощью видео и музыки.
Экспозиция будет работать до 29 апреля, затем её часть возвратится в Днепр.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях