ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Мечеть над Лопанью

Харьков17 сентября 2020 | 17:17

В дореволюционном Харькове жили представители разных конфессий.

И если православные храмы были в ведомстве Священного Синода, то другие — в ведомстве иностранных исповеданий. Причём оно контролировало не только религиозную жизнь католиков и лютеран, среди которых было много подданных других государств, но также мусульман и иудеев, которые имели только российское подданство.
Улица Ярославская, 31. Там находится соборная мечеть Харькова. Но мусульманское население появилось в Харькове задолго до ее возведения. Как сообщил корреспонденту «Времени» некрополист Юрий Каменев, еще в 1828 году городская дума, открывая Иоанно-Усекновенское кладбище, выделила на нём «магометанский» участок. Когда в 1870-е годы по предложению городского головы Егора Гордеенко захоронения там стали платными, участки продавались на 25, 50 и 100 (под склепы) лет, мусульманская община отказалась пользоваться этим некрополем, и в 1880 году участок был отдан под повторные захоронения православным приходам.
Профессора Д. Багалей и Д. Миллер в своей работе «История г. Харькова за 250 лет его существования» описывают мусульманскую общину города, которая в 1866 году насчитывала 38, а уже в 1897 году — 760 человек, преимущественно татар. Такой резкий её рост был связан с расквартированием татаро-башкирского конного отряда в городе во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг.. В то время, судя по «Харьковским календарям», муллы и места для молитв в городе еще не было.
А вот в 1897 году мы уже встречаем упоминание о харьковском губернском мулле Шарафетдине Курбангалееве, проживавшем в доме №13 по ул. Грековской. Прошение об утверждении плана на строительство «магометанской мечети» от харьковской общины поступило в строительное отделение Харьковского губернского правления 24 февраля 1906 года. В том же году на берегу реки Лопань по нынешнему адресу была построена мечеть, открытие которой состоялось в канун месяца Рамазан.
В комплекс зданий общины, помимо мечети, входила также мусульманская школа (мектеб), которая после революции и Гражданской войны стала функционировать как национальная татарская.
Первым её муллой был Мухаммед Рахим Алимович Узбяков, который также был имамом. Большинство местных татар исповедовали суннизм, однако и незначительная шиитская община, не имевшая собственной мечети, в свои особо почитаемые религиозные дни приходила в соборную мечеть. На 1917 год в Харькове у мусульман существовал и молитвенный дом по ул. Нетеченской, 47.
В годы революции здание мечети было экспроприировано, и на его территории находился тир.
19 декабря 1923 года был утвержден устав Харьковской мусульманской приходской религиозной общины, целью деятельности которой, как отмечалось, было «объединение граждан мусульманского вероисповедания в районе Харьковской губернии». В 1926 году мусульманская община насчитывала 614 человек (328 мужчин и 286 женщин, членами общины считались лица в возрасте 18 лет и старше). Из них 242 неграмотных, 343 — малограмотные, 21 со средним и 8 с высшим образованием; 146 — рабочие, 102 — служащие, кустари и торговцы; большая часть женщин (229) были «домохозяйками».
Муллу через некоторое время арестовали, после освобождения (апрель 1933 года) он вскорости умер. В 1936 году мечеть была разрушена советской властью, которая заявляла, что она препятствует свободному течению реки, расширение и обустройство русла которой и стало формальной причиной сноса. Три сохранившиеся постройки, ранее принадлежавшие общине, были превращены в жилые дома, которые в основном были заселены именно представителями мусульманской общины. В послевоенные годы обряды проводились в присутствии милиционеров.
В 1999 году началось восстановление мечети на том же месте. Новое здание соборной мечети построено на старом фундаменте и в точности повторяет разрушенную мечеть 1906 года.
Подготовил
Дмитрий Губин.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях