ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

В программе: Штраус-сын, Штраус-отец и просто Штраус

05 января 2021 | 18:36

К Рождественским праздникам Харьковский национальный академический театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко («Схid Opera») создал оригинальную программу «Strauss Christmas concert» («Рождественский концерт Штрауса»).

В эти дни самые масштабные концертные программы демонстрируются по телевидению на весь мир. Венский филармонический оркестр является лидером этого проекта, находя слушателей в более чем ста странах. За ним следуют ведущие симфонические оркестры Берлина, Лондона, Парижа, а в этом году в их число вошел со своей оригинальной программой «Strauss Christmas concert» симфонический оркестр и вокалисты «Схid Opera».
Большой концерт состоит из произведений Иоганна Штрауса-сына, Иоганна Штрауса-отца, а также Рихарда Штрауса (романтичная композиция «Завтра»). Звучат создающие праздничное настроение музыкальные фрагменты из оперетт, вальсы, марши, польки, галопы.
— Включенные в программу произведения, которые мы предлагаем любителям классической музыки, еще ни разу не исполнялись в стенах нашего театра. В праздничной программе концерта для оркестра, сольного вокала и хора мы объединили самые красивые и тонкие музыкальные произведения. Вокальные партии звучат в исполнении оперных солисток. Это обеспечивает нежный эмоциональный посыл всем, кто побывает на «Strauss Christmas concert». Таким образом, «Схid Opera» придерживается мировой традиции встречи Рождественских праздников, — дал оценку этому музыкальному событию дирижер-постановщик концерта, главный дирижер театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Украины Дмитрий Морозов.
Непривычно наблюдать за музыкантами симфонического оркестра театра оперы и балета, которые обычно располагаются в оркестровой яме и появляются перед зрителями по мановению дирижерской палочки лишь в моменты долгих аплодисментов. В «Рождественских концертах Штрауса» весь состав оркестрантов находится на сцене, перед дирижерским пультом несравненного Дмитрия Морозова. Взлетают ввысь смычки скрипок, блестят золотом звучные валторны, тактично стонут красавицы-виолончели, создавая удивительные мелодии вальсов «Поцелуй», «Жизнь артиста»; полек «Под гром и молнию», «Люцифер»; скерцо «Вечное движение». Совместно с хоровым составом театра грандиозно исполняется «Персидский марш». Кстати, премьера этого произведения состоялась осенью 1864 года; а в 1873-м, когда австрийский военный оркестр не успел найти ноты, чтобы сыграть гимн Ирана в честь Насер ад-Дин Шаха Каджара, неожиданно решившего посетить Венскую всемирную выставку, было принято решение встретить его «Персидским маршем» Иоганна Штрауса-сына. Первый официально посетивший Европу иранский шах остался доволен музыкальным приветствием своей монаршей персоны.
Следует отметить, что в большинстве своем в концерте исполняются именно произведения «короля вальсов» Иоганна Штрауса-сына. Вечер открывает торжественный «Императорский вальс» с очень интересной историей. Осенью 1889 года Иоганн Штраус дирижировал пятью концертами в Берлине в недавно открытом концертном зале Кёнигсбау. Перед поездкой композитора в Германию венские газеты напечатали, что он послал берлинскому издателю новый вальс под названием «Рука в руке» — в названии подразумевался тост, произнесённый с поднятым бокалом в августе 1889 года императором Францем Иосифом по случаю визита к кайзеру Вильгельму II, в ходе которого Австрия протянула «руку дружбы» Германии. Искушённый в политике издатель Фриц Зимрок посоветовал Иоганну назвать вальс «Императорским», чтобы посвящение не указывало на одного конкретного монарха; под этим именем великолепное сочинение короля вальсов впервые прозвучало в Берлине 21 октября 1889 года.
А вот из произведений Иоганна Штрауса-отца, к сожалению, прозвучал только «Марш Радецкого». Основой для его создания послужила австрийская народная мелодия «Старый венский танец» в ускоренном музыкальном темпе. Позже эта музыка стала парадным маршем Пятого австро-венгерского гусарского полка имени графа Радецкого, а в наше время является неофициальным гимном футбольных чемпионатов Австрии.
Украшением, можно сказать, венцом рождественского концерта стали арии из популярных оперетт «Цыганский барон», «Танцовщица Фанни Эйслер», «Летучая мышь» в исполнении заслуженной артистки Украины Елены Стариковой и лауреатов международных конкурсов среди обладательниц сопрано Вероники Коваль, Олеси Мишариной и Юлии Пискун.

ИЗ ДОСЬЕ «ВРЕМЕНИ»

О Штраусах

Кто есть кто из обладателей великой фамилии Штраус:
Иоганн Штраус-отец (1804–1849) — композитор, скрипач и дирижер, родоначальник музыкальной династии Штраусов;
Иоганн Штраус-сын (1825–1899) — старший сын Иоганна Штрауса от брака с Анной Штрайм, композитор, дирижер, скрипач, признанный «король вальсов»;
Йозеф Штраус (1827–1870) — средний сын, композитор, скрипач, дирижер, инженер;
Эдуард Штраус (1835–1916) — младший сын, композитор и дирижер;
Рихард Штраус (1864–1949) — немецкий композитор, выходец из крестьян, в музыкальном искусстве всего добился самостоятельно и в родственной связи с прославленной династией не состоял.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях