ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

До сторіччя «шевченківців»: она была всего на год старше «Березіля»

Украина31 мая 2021 | 17:33

25 мая исполнилось 100 лет со дня рождения заслуженной артистки Украины Риммы Кириной, почти семь с половиной десятилетий не покидавшей сцену Харьковского академического драматического театра им. Т. Г. Шевченко.

Встречая свое 90-летие, Римма Васильевна в телевизионном проекте «Театральный салон» рассказывала о том, как попала в сказочный мир, о котором мечтала с раннего детства. В те годы её семья жила в Киеве недалеко от театра им. И. Франко. Гуляя, Римма часто наблюдала за людьми, которые каждое утро спешили к служебному входу театра. Однажды зимой её саночки, катясь с горки, остановились около большого, ярко освещенного окна, за которым перед большими зеркалами красовались изящные женщины в роскошных платьях. Девочка, как завороженная, долго не могла оторвать глаз от нереальной картины, радостно увлекавшей в какой-то неведомый, фантастический мир. Затем штора задернулась, и сказочное видение исчезло, словно растаяв в детском воображении. Впоследствии каждый вечер какая-то неведомая сила влекла Римму к театру. Когда через много лет, уже став актрисой, она приехала на гастроли в Киев, то оказалась в той самой гримерке, у окна которой когда-то остановились её саночки. На мгновение исчез большой отрезок жизни, представилось, будто девочка прошла сквозь стену, очутившись перед зеркалами, точь-в-точь как некогда перед ними стояли загадочные незнакомки.
Время учебы Риммы Васильевны на актерском отделении совпало с военным лихолетьем, когда эвакуированный из Киева театральный институт объединили с Харьковским театральным училищем. Затем объединенное учебное заведение эвакуировали в Саратов, где он слился с Московским институтом театрального искусства, образовав украинский курс. К тому времени Римма Васильевна уже выходила в массовых сценах, пела и танцевала в спектаклях «шевченковцев», поэтому с частью коллектива эвакуировалась в заволжский городок Маркс. В 1942-м была официально зачислена в творческий состав легендарного театра, и когда труппа вернулась из эвакуации, дебютировала в небольшой роли Мотри в спектакле «Шельменко-денщик»
Г. Квитки-Основьяненко. Послевоенное десятилетие явилось не только тяжелым испытанием в жизни актрисы, а и очень плодотворным периодом её творчества. Помимо большого числа ролей в спектаклях современных авторов, она сыграла характерную роль приживалки в «Грозе» А. Островского, Христю в «Дай сердцу волю…» М. Кропивницкого, Таисию в «Егоре Булычеве» М. Горького, Софии в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера: в общей сложности более двадцати разноплановых образов.
В начале 1950-х годов режиссер Бенедикт Норд впервые на сцене украинского театра осуществляет постановку шекспировского «Гамлета». Роль Офелии репетирует Людмила Попова, но рядом с ней всегда находится мечтавшая сыграть этот характер Римма Кирина. К сожалению, ей так и не удалось этого сделать, но история сохранила для нас фотографии, на которых Римма Васильевна позирует в одеянии шекспировской героини скульптору Ивану Воропаю.
Диапазон амплуа Риммы Кириной был столь широк, что позволял режиссерам использовать её дарование в огромном перечне как характерных, героических, так и травестийных ролей. Переступив третий десяток, она выходит к зрителям в роли подростка Стасика в спектакле по пьесе Аркадия Школьника «Стасик-следопыт», сыграв его так, что все харьковские пионеры были влюблены в неё, а почтальоны мешками восторженных писем приносили Стасику их страстные признания.
— Я знаю, что такое любовь, — признавалась в одном из интервью Римма Васильевна. — Сорок лет назад я встретила человека, ставшего моей частью. Мы составляли с ним единое целое, — боролись за наше трепетное чувство, отстаивали, берегли, прожили вместе сорок лет. Он рано ушел из жизни, но до сих пор остается рядом со мной, до сих пор люблю моего мужа, народного артиста Украины Владимира Шестопалова.
Ах, как передавались их чувства в спектакле «Старосветские помещики», ими же, Владимиром Шестопаловым (1938–2001) и Риммой Кириной, поставленного по одноименной повести Н. Гоголя. Какие колоритные, исполненные любви, нежности и сердечного сострадания сценические характеры, стояли под занавес, прижавшись друг к другу, а зал неистово одаривал гоголевских персонажей столь же сердечными аплодисментами!
За семь с половиной десятилетий Риммой Васильевной Кириной сыграно без малого две сотни ролей. По её воспоминаниям можно сложить подлинную историю театра, украшенную именами выдающих режиссеров: Марьяна Крушельницкого, Леонтия Дубовика, Владимира Оглоблина, Бенедикта Норда, Владимира Крайниченко, Анатолия Литко, Владимира Петрова и Александра Беляцкого. Она играла в их спектаклях разные роли, принося тем самым добрую славу старейшему драматическому театру Украины.
Хорошо зная этот театр, невозможно представить его жизнь без творческого наследия Риммы Васильевны Кириной, ушедшей из жизни семь лет назад.
Прекрасная, тонкая актриса прожила на сцене «шевченковцев» красивую, долгую, наполненную разными событиями жизнь, да такую, что описать ее в газетной статье будет просто невозможно.
У меня в памяти живет любимый спектакль с участием Риммы Васильевны, в котором были собраны все самые яркие по тем временам актерские индивидуальности, превращенные по воле режиссера И. Гриншпуна в прекрасный ансамбль «Трехгрошовой оперы», где Кирина с тонкой иронией сыграла небольшую, но ставшую заметной роль Селии Питчем. Прошло четыре десятилетия с той поры, а она вспоминается, будто выходила на подмостки только вчера.
Спасибо вам за талант, за сценические жизни, прожитые перед несколькими поколениями харьковчан!

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях