ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Надежда — наш компас земной…

Украина28 сентября 2020 | 19:18

Завтра, 30 сентября, заслуженной артистке Украины Надежде Паницкой исполнится 60 лет, из которых более трех с половиной десятилетий отдано сцене Харьковского академического русского драматического театра им. А. С. Пушкина.

Самая первая Маргарита на сцене
Надо быть весьма уверенной в своей путеводной звезде, чтобы выпускнице престижного творческого вуза согласиться стать актрисой прославленного, но не имеющего стационарной сцены театра. Ведь не секрет, что путь в кулисы никогда не усыпан розами. И только истинная любовь к профессии, обещанные роли и заманчивые перспективы убедили Надежду Паницкую принять предложение от художественного руководителя театра Александра Барсегяна войти в состав труппы «погорелого» театра. Более того, необходимо было с первых шагов на сцене доказать свое право играть рядом с известнейшими актерами — Борисом Табаровским, Евгением Лысенко, Викторией Тимошенко, Ольгой Сидоренко, Михаилом Тягниенко, Анатолием Кубанцевым, Анатолием Лобановым и многими другими.
Итак, в 1984 году после окончания Киевского института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого (курс народного артиста Украины Николая Рушковского), Надежда Паницкая зачисляется в труппу Харьковского русского театра. Первой и одной из лучших её ролей считается работа над образом Маргариты в спектакле «Мастер и Маргарита», поставленном народным артистом Украины Александром Барсегяном по одноименному роману Михаила Булгакова. Спектакль не сходил со сцены более трех десятилетий. Менялись парт­неры, но не уходила из спектакля Надежда — и в прямом, и в переносном смысле этого имени. Роль Маргариты была сыграна Паницкой задолго до того, как отечественные зрители познакомились с трактовками этого характера Анастасией Вертинской и Анной Ковальчук в экранизациях этого романа режиссерами Юрием Кара и Владимиром Бортко. Поэтому театральную версию Маргариты, созданную этой артисткой, можно в полной мере считать оригинальной.
Режиссер Александр Барсегян, работая над «Мастером», стоял на принципиальных позициях отрицания всяческой «чертовщины» и «ведьмизма», для него важнее всего было выявить в каждом персонаже истинно человеческую сущность. По моему мнению, это ярко проявилось в характере Маргариты-Паницкой, где важное место занимала беззаветная любовь к Мастеру, ради которой эта своевольная женщина была способна даже на преступление. В этой роли Паницкой удалось донести, что «ведьма» — не что иное, как перманентное состояние души каждой женщины, приносящей себя в жертву во имя того, кто завладел её телом и душой.

Воистину заслуженная артистка
Во второй половине 1980-х Надежда Паницкая уверенно заявила о себе не только как лирическая героиня, а еще и как актриса, способная в жестких рамках реалистичного метода сценически правильно переосмысливать обстоятельства, в которых оказывалась её разнохарактерные героини.
Чувственный лаконизм, не дающий права выходить за рамки профессиональной культуры, впоследствии стал отличительной чертой Надежды Паницкой и позволил ей проявить себя и в ролях характерного амплуа. Например, в «Детях солнца» её нянька Антоновна оказывается единственным психологически уравновешенным персонажем, способным управлять сложными обстоятельствами внутрисемейных отношений. Перед нами появляется не убогая, пытающаяся всем угодить старушка, а красивая женщина, мудро и далеко выстраивающая перспективу трагических взаимоотношений близких ей людей, спешащих к краху многолетнего жизненного уклада. Временами она напоминает другую героиню Горького, тихую, но очень сильную натуру Вассы Железновой.
Совершенно по-иному раскрывается талант артистки в спектакле «Доходное место» А. Н. Островского. Её Анна Вишневская в чувствах сдержанна, а оттого в больших монологах не кажется многословной. То, о чем думает героиня Паницкой, выражено нервным состоянием, которое скрывается за подчеркнуто спокойными манерами. Раздираемая внутренними противоречиями, Анна все же заставляет себя хладнокровно оценивать ситуацию, не обвиняя в личной трагедии никого, кроме себя. Именно за сценическую трактовку этой роли Надежда Паницкая стала обладателем премии «Народное признание» в номинации «Театр».
Если мы заговорили о наградах, то упомянем, что Надежда Паницкая, кроме того, лауреат муниципальной премии им. В. Н. Чистяковой за лучшую женскую роль на харьковской сцене — за исполнение роли Эдит Ролло в спектакле «Рохля» (режиссер Степан Пасечник по пьесе Марселя Ашара).
Харьковчане также полюбили княжну Тараканову в «Царской охоте» Л. Зорина, Елену в «Детях Арбата» по А. Рыбакову, Перепелицыну в «Селе Степанчикове» по Ф. Достоевскому — роли, доставлявшие много радости артистке, надолго запомнившиеся зрителям и принесшие Надежде признанный статус заслуженной артистки Украины. К сожалению, эти спектакли уже сошли со сцены, но на смену им пришли не менее интересные.

Верим и ждем
новых ролей!
Автора этих строк всегда покоряла, а многих моих коллег удивляла сценическая принципиальность Надежды Ивановны, её верность и четкая последовательность именно той жанровой атмосфере, в которой существует создаваемый ею персонаж. Многие называют это излишней щепетильностью, утверждая тем самым, будто актриса категорически отказывается от свободной импровизации, демонстрируя свое нежелание выходить за рамки предлагаемых обстоятельств, установленных режиссером в процессе репетиционной работы над спектаклем. Но смею утверждать, что никогда ни одна из сыгранных ею ролей не переходила определенные рамки, не становилась тем, что называется «актерской вседозволенностью». Умение сдерживать личные взгляды, не навязывая их своим сценическим героиням, — неоспоримое достоинство актрисы, которым она щедро наделяет галерею женских образов из «Поминальной молитвы» (Цейтл) Г. Горина, «Смешных денег» (Барбара) и «Клинического случая» (Розмари Мортимер) Р. Куни, «Заложников любви» (Марина) Ю. Полякова, «Любви и теле в чемодане» (графиня Илона Чибор) Д. Скарначчи, «Трех товарищей» (фрау Залевски) по Э.-М. Ремарку, «Кабалы святош» (Мадлена Бежар) М. Булгакова, «Публике смотреть запрещается» (Хелен Синклер) Ж. Марсана, «Ночи святого Валентина» (Женщина) А. Марданя и других спектаклей.
Самым ценным качеством творческого поиска Надежды Паницкой, на мой взгляд, является аналитический дар, дающий возможность оправдывать все поступки сыгранных ею героинь. Актриса убеждена: подарить сценическую жизнь вымышленным персонажам можно только в том случае, если находишь в себе силы сделать их мысли своими, а для этого необходимо, чтобы «лица» стали по-настоящему «действующими», глубоко осознающими сценический замысел конкретного драматурга и режиссера-постановщика.
К сожалению, нынешний репертуар театра живет лишь ожиданиями новых интересных режиссерских замыслов, определяющих творческие перспективы, которые в начале актерской карьеры повлияли на выбор Надежды Паницкой…
Странно всё в мире театра! Сначала он ищет, а затем, обретя веру, теряет любовь, но всегда оставляет надежду. Тем и живет…
С юбилеем вас, Надежда! Будем вместе надеяться, любить, верить и ждать.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях