ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

«Прогулка» как повод для полета творческой мысли

Украина05 октября 2020 | 15:10

В Харьковском художественном музее демонстрируется групповая выставка «Альбрехт Дюрер: Парафразы» произведений современных харьковских художников и скульпторов.
Вернисаж посвящен 30-летию деловых связей с Нюрнбергом — германским горо­дом-побратимом Харькова, а также воплощенным в жизнь совместным образовательным и культурологическим проектам.
Выставка необычная: образцом подражания для харьковских мастеров изобразительного искусства стала гравюра «Прогулка», созданная в 1497 году великим немецким живописцем, графиком, поэтом и теоретиком Альбрехтом Дюрером. Кстати, подлинник гравюры «Прогулка» за специальным стеклом экспонируется в выставочном зале рядом с картинами наших современников.
Альбрехт Дюрер родился в 1471 году в Нюрнберге, где его отец слыл золотых дел мастером и являлся хозяином собственной ювелирной мастерской, в которой его сын и приобщился к кропотливому труду златокузнеца. Еще в пору отрочества у Альбрехта ярко проявился талант рисовальщика и его определяют в студию известного художника Михаэля Вольгемута. С 1490 по 1494 год Дюрер совершенствует свое мастерство, странствуя по городам Германии, на некоторое время останавливаясь у ряда художников. Возвратившись в Нюрнберг, он открывает собственную мастерскую. Затем, возложив все хозяйственные заботы на жену, уезжает в Италию, где на протяжении десяти лет постигает особенности искусства Возрождения.
«Прогулка» — одна из тех прекрасных гравюр на меди, которые неизменно притягивают к себе внимание ценителей искусства не только благодаря технике исполнения, но и загадочному сюжету. Хотя на первый взгляд это обыкновенная жанровая сценка с изображением юноши и девушки в костюмах богатых бюргеров, но если долго вглядываться, то рамки этой миниатюры расширяются до бесконечности. И поначалу мы не замечаем странного существа, прячущегося за стволом засохшего дерева, будто пораженного жуткой проказой. А за деревом притаилась Смерть… Лучше не вглядываться в лица чинно ступающих к краю бездны молодых людей: не советую. Иначе вас тоже, как и многих раньше, охватит острое чувство одиночества и оторванности от жизни…
Честь, знатность, юность, денег власть —
Перед тобой должны все пасть,
О смерть! Все смертно, что живет,
Всему наступит свой черед…
(Себастьян Брант, из книги «Корабль дураков»).
Тем не менее харьковские художники решили переосмыслить дюреровскую гравюру, используя собственную манеру письма и присущие их творчеству технические способы в изложении сюжета, ставшего образцом для изобразительного парафраза.
Уверен, что сразу после знакомства с подлинником шедевра ваше внимание привлечет рисунок Ольги Кубышкиной. Не изменяя названия, она, оставаясь верной классическому сюжету, сохраняет первый план, но избавляется от глубокой перспективы. А парный ростовой портрет помещает в окружение странных существ — мумии, скелета, врача в средневековой санитарной маске и двух символов человеческих пороков — предположительно, гордыни и блуда. По сути, все перечисленные фигуры (может быть, не столь подробно) списаны с живописных произведений другого «художника снов» Иеронима Босха, современника Альбрехта Дюрера.
Затем зритель безусловно окажется в трехруких объятиях полотна Константина Лизогуба, которое так и называется «Hands» («Руки»). Мощное произведение, хотя и не обладает крупным форматом. При встрече с «Hands» на ум автору этих строк сразу же пришла фраза из «Слепых» Метерлинка: «Вокруг растут кладбищенские деревья — тисы, плакучие ивы, кипарисы, недалеко от священника цветут асфодели…» Предположил, что именно в соцветиях асфоделей — цветов, символизирующих царство мертвых, запутались выразительные пальцы трех человеческих конечностей. Судя по колористической гамме одеревеневших сухожилий, переносились эти руки на полотно в анатомическом театре.
Превосходную карикатуру «Прогулки» вынес на публичное обозрение Александр Жолудь. В свойственной только ему манере, без уныния и тоски, он передал суть знакомого сюжета таким образом, что даже смерть вытаращила удивленные глаза, спрятавшись от гордо шествующих мимо неё представителей рода человеческого. Он и Она — воплощение всего живого, что им удалось съесть. Восхищает спокойствие безликих голов величиной с куриное яйцо — перед ними все цветет, а позади остается голая земля. Символично, лаконично и весьма актуально.
О превратностях современной нам жизни заставляет задуматься и глубоко драматичный сюжет «Вечерней прогулки» Олега Омельченко. Демоническая фигура смерти правой рукой осыпает лепестками алых роз дорогу перед двумя влюбленными, а левой пытается обокрасть задумчивую девушку. Парящий ангел хранитель хочет предупредить их о чем-то очень важном, но смерть отбросила мобильный телефон, лишив ангела возможности предотвратить надвигающуюся катастрофу.
Татьяна Альбицкая-Костомарова трогательно воплотила в скульптурной композиции «Прикосновение» свое видение результатов прогулки влюбленных бюргеров. Она создала объемную фигуру внешнего и внутреннего ощущений будущей матери в ожидании появления на свет своего дитя. Зафиксирован момент касания невидимой плоти и то, как её чувствуют материнские руки. Изваяние — зримый внутренний диалог, для понимания которого Татьяна раскрывает второй план, где озаренный золотым сиянием младенец ощущает прикосновение матери.
Из тринадцати выставленных произведений выбрал только те, о которых мне захотелось вам рассказать, но это не означает, что мой выбор станет вашим. О вкусах не спорят. Там более что группой вернисаж предусматривает экспонирование работ, выполненных не только в классических техниках, но и в новейших формах визуального искусства, дополняющего реальность видимого сюжета. Шедевр Альбрехта Дюрера «Прогулка» из коллекции Харьковского художественного музея стал лишь поводом для полета творческой мысли наших талантливых современников.

Фото Святослава
Проскурина.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях