ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Сложно воспринимаемая простота и легко воспринимаемая сложность

Украина01 марта 2021 | 15:13

Для многих слова, вынесенные в заголовок, покажутся странными, но в искусстве они имеют право быть, являясь подтверждением, что и то, и другое закономерно в определении творческого направления, избранного талантливым художником.

Ну, зайцы, погодите!
На днях автор этих строк побывал в Харьковской муниципальной галерее перед открытием персональной выставки «Источники» приверженца абстрактного импрессионизма Елены Лесничей. Давно знаком с её оригинальными произведениями. Не пропуская ни одной выставки, каждый раз открываю в её sketch-буках то, что заставляет изменять сложившееся отношение к ранее увиденному.
Вновь с интересом рассматриваю необыкновенные личики её зайцев, только уже не красных, а белых с красными повязками на ртах, глазах, руках, ушах и гениталиях. Не зайчики, а больше кролики — белые, пушистые, незапятнанные, с выразительными «разговаривающими» точками глаз. Есть и другие, агрессивные зайцы, соседствующие с основоположниками марксизма, ленинизма, сталинизма и даже наделенные чертами их узнаваемых лиц.
Поскольку каждого художника мы обязаны оценивать по законам избранного им направления, то пусть ясность внесет сам автор выставленных произведений, которые, несомненно, хороши, но не всеми будут восприняты однозначно — то есть именно так, как того и хочет Елена Лесничая.
— Около двух лет назад я стала более пристально разглядывать записи, наброски, строки своих и чужих стихов, старые фотографии. Всё это хранилось в бесчисленных блокнотах или просто лежало стопками на полках в мастерской. Там были крошечные эскизы, из которых потом получались или не получались картины. Хранились расписания на день, на месяц, на жизнь, программы «минимум» и программы «максимум». Бумага расходовалась аккуратно. Я полагала, что белый холст или лист нельзя марать просто так. Нужно учиться, нужно иметь право, нужно знать, что ты хочешь сказать. Вот оно, богатство!.. — думала я, глядя на разноцветную мишуру, скопившуюся за долгие годы. Мне захотелось это как-то систематизировать, поделиться, помечтать… А вдруг это важно не только для меня! Постепенно я стала вклеивать, врисовывать, вписывать в листы мелованного картона, подаренного сестрой, которая по сей день верит, что я займусь чем-то важным, за что ей огромное спасибо. Увлеклась, стала искать новые смыслы, составляя вместе картинки разных лет. Образовалась внушительная папка… Оказывается, не бывает никакого «вдруг!» Не бывает взмаха волшебной палочки. Есть путь… У каждого художника свой. Чудо тоже есть, но оно хорошо подготовлено. «Истоки» — именно об этом, — поведала Елена, заключив сказанное ахматовской строкой: «Когда б вы знали, из какого сора, растут стихи не ведая стыда…»
Честно говоря, не впечатлили белые зайчики, а иконные лики дохлых зайцев вызывают малоприятное чувство. В этот раз «Истоки» Елены Анатольевны не подарили новых впечатлений от встречи с самобытным живописцем, собравшим все «нажитое» в одно «устье».

Из досье «Времени»

Украинский живописец, график, книжный иллюстратор Елена Лесничая родилась 7 марта 1957 года в Москве. В 1987 году после окончания Харьковского художественного училища продолжила учебу на отделении станковой графики художественно-промышленного института. Как художник-оформитель сотрудничает с издательствами Украины и ближнего зарубежья. Автор иллюстраций к книгам А. Ахматовой, С. Есенина, Ф.  Тютчева, О. Хайяма, М. Цветаевой, А. Чехова и многих других авторов. Участник 10 персональных и 25 групповых выставок (всеукраинских и международных).

Очень «Счастливая девушка»

All-focus

В это же время в Харьковском информационно-выставочном центре «Бузок» состоялось открытие персональной выставки «Счастливая девушка» художника-монументалиста Дарьи Денисовой.
Представлена не монументальная, а упоительная, волшебная живопись! Бывают же такие сказки, в которых нет места отрицательным персонажам: и не от того, что их сложно придумать, а потому, что никому не хочется связываться со всякими там «бармалеями». Вы попадаете в страну сказочных историй — светлых-светлых, солнечно ясных и искренне добродушных в проявлении красивых чувств, написанных яркими красками.
Там нет праздных бездельников, а те, кто встречает вас, заняты работой, которая приносит удовольствие. Жители этой сказочной страны просыпаются с первыми лучами солнца под побудку живописно оперенного петушка. Ухаживают за кошками, кормят птиц, принимают желанную гостью корову, которая никогда не приходит без подарков. А какие они чистюли! Смотришь на них и вспоминаешь Корнея Чуковского: «Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое, и зубной порошок, и густой гребешок!»
На первый взгляд живопись кажется беззаботной, легкой и праздничной, будто бы возникшей при помощи озорной кисти, которая рисовала сама по себе. Но на самом деле всё не так. Иногда для того, чтобы большому художнику стать по мировосприятию непосредственным, необходимо войти в загадочную страну, которая называется детством… Нет, пожалуй, это может сделать каждый, а вот войти в радужное детство способен лишь тот, кто может найти такие краски, какие станут оживать на его пути. Дарья Денисова эту палитру подобрала душой, а у доброй души обретают удивительные оттенки (даже не оттенки, а «сливочные» полутона) и гуаши, и акварели, и живописное масло.
Есть в коллекции Дарьи чайные натюрморты, истории из сказок, сюжеты из детских воспоминаний. Она пишет картины, напоминающие иллюстрации к детским книгам, в которых живут добрые герои в окружении животных. Всех их она помещает в сказочные и романтические сюжеты, на которые ее вдохновляют теплые воспоминания, полученные от путешествий по многим странам мира. Картины Дарьи с неизменным успехом выставляются в художественных галереях Украины, России, государствах Западной Европы, США, в Индии и Израиле. Свой стиль она называет «счастливая живопись» (от англ. «Happy Art» — искусство счастья или счастливое искусство). Художница много экспериментирует с разными техниками и направлениями в изобразительном искусстве, принимала участие в росписи православного храма.
Задумался… Сколько бы пользы принесло «счастливое искусство» талантливой Дарьи Денисовой, если бы хоть одна из её картин висела в каждом доме над детской кроватью.

Из досье «Времени»

Дарья Денисова родилась в 1990 году в Харькове. В 2012-м окончила с красным дипломом отделение монументальной живописи Харьковской академии дизайна и искусств. Участник персональных и групповых украинских и международных выставок. Картины Д. Денисовой находятся во многих собраниях частных коллекционеров из Украины, стран дальнего и ближнего зарубежья.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях