ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Благотворительность в старом Харькове и окрестностях

Актуальное - Харьков25 февраля 2022 | 11:49

В дореволюционном Харькове и окрестностях благотворительность считалась нормой для состоятельных людей. Они и давали свои средства на благие дела, и делали завещания в пользу храмов и богоугодных заведений. Как это было, расскажут книги и газеты того времени.

На храмы Божие

Любой землевладелец Харьковской губернии считал необходимым если не оплатить строительство или реставрацию своего приходского храма. Например, последний ольшанский сотник Иван Яковлевич Ковалевский воздвиг за свои средства двух храмов в Ольшанах — деревянного Николаевского (1753) и каменного Рождества Богородицы (1791).
В книге «Истоки каменной храмовой архитектуры Слободской Украины» исследователь Андрей Парамонов пишет: «Большинство исследователей истории Харькова считает, что первый Рождественский храм был построен не позднее 1655 г. Достоверно известно из актов Куряжского монастыря за 1687 г., что при этом храме была братчина… Приход состоял преимущественно из казаков и подпомощников, переименованных с 1765 г. в войсковые обыватели. Из наиболее известных прихожан были сотники Иван Квитка и Яков Довгаль, да обозный Василий Ковалевский. Со второй половины XVIII ст. здесь стали поселяться представители дворянского и купеческого сословий…». Обозный Василий — дед ольшанского строителя Ивана.
А далее при каждом храме Харькова был свой приходской совет. Вот как настоятель Дмитриевского храма Иоанн Чижевский описывал его работу: «Благочестивыми прихожанами, на вечное время вложены в кредитные учреждения капиталы: 350 руб. потомственною почетною гражданкою Марией Выходцевою, на покупку деревянного масла для лампад; дочерью генерал-маиора девицею Екатериною Ромашевою 500 р. для раздачи процентов бедным прихода; купцом Захарием Мартьяновым 150 р. на нужды церкви; дочерью генерал-майора девицею Екатериною Ромашевою два билета внутреннего государственного с выигрышами займа первого выпуска серия 14097 № 40 и второго серия 16735 № 11, на, постройку дома для квартир причта; 300 р. купчихою Иулианией Крохмалевою; той же купчихою Крохмалевою 200 руб. на содержание из процентов церковно-приходской школы и на содержаніе той же школы одиннадцатой дивизии дивизионным врачом Василием Николаевичем Прокоповичем 100 руб. и на нужды церкви купцом Иваном Вихоревымъ100 р.».

Подвижничество г-на Бураса

В марте 1914 года в Харькове скончался купец, владелец табачной фабрики Пётр Яковлевич Бурас. Описывая его похороны, газета «Утро» сообщала: «Вчера хоронили Петра Яковлевича Бураса. Уже задолго до начала похорон около дома покойного, на Скобелевской площади, Собралось много лиц, желавших отдать. покойному последний долг.

Здесь были представители всех еврейских благотворительных учреждений, в которы покойный принимал участие и личным трудом и, главным образом, огромными материальными затратами. Правление общества пособия бедным евреям, г. Харькова, попечительство богадельни общества пособия, правление общества благоустройства харьковского еврейского кладбища, школьная комиссия общества пособия бедным евреям г. Харькова и комитет дешевой столовой этого же общества — правления всех обществ были представлены здесь. В полном составе были представлены также правления 2-й н 4-й харьковских молелен и масса прихожан этих молелен. Заметно было присутствие многих бедняков, которым имя покойного так много говорило в трудные мгновения их жизни».
Сын благотворителя Яков продолжил традиции отца, будучи практикующим врачом, проводил бесплатный приём пациентов, а после начала Первой мировой помогал раненым, отказавшись от платы за эту работу.

Одно завещание.
А вот сообщение из газеты «Южный край» за 20 сентября 1911 года под заголовком «На приют для престарелой прислуги». Думаю, что комментарии здесь излишни. Просто почитаем: «Скончавшийся 18-го сентября неожиданно доктор Николай Афанасьевич Сочава, по духовному завещанию, совершенному у нотариуса А. Р. Янсона, отказал, за небольшим исключением, все свое состояние, заключающееся в наличном капитале (около сто тысяч) и земле с двумя флигелями на Сумской и Рымарской улицах, мерою около 1,500 кв. саж. — в собственность городу Харькову, в лице его городской управы.

Согласно завещанию, доктор Сочава назначил своим душеприказчиком учителя 3-й гимназии г. Кирьякова, определив ему известную сумму за труды. Место свое завещатель просит реализовать в течение двух лет (предлагали за него 225 тысяч) и образовавшийся таким образом капитал употребить на создание в Харькове приюта-богадельни имени Николая Афанасьевича и Елизаветы Ивановны Сочава для призрения престарелой прислуги, заслужившей своим образом жизни общественное призрение и заботу. Приют должен быть для прислуги обоего пола, по 15-ти человек каждого пола, прослужившей на одном и том же месте не менее 25-ти лет и потерявшей трудоспособность вследствие болезни или старческой дряхлости. Прием в приют-богадельню должен производиться по постановлениям харьковской городской думы. Предполагается, что в распоряжение города поступит капитал в триста тысяч руб., причем 5/6 останется на содержание приюта, а 1/6 – на сооружение здания на месте, отведенном городом безвозмездно. Некоторую сумму завещатель просил назначить на содержание его душевнобольной жены. Огромный участок земли, принадлежащий Сочава, достался ему отчасти по покупке, отчасти по завещанию от тестя его Доберта. Харьков будет таким образом располагать благотворительным учреждением, единственным, кажется, в России, существующим лишь где-то в Англии. До сего престарелая прислуга пользовалась богадельнями благотворительного и мещанского Обществ».

И такие примеры можно приводить бесконечно.

Подготовил Дмитрий Губин.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях