ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

До сторіччя «шевченківців»: Агнесса Дзвонарчук

Актуальное сегодня27 октября 2021 | 15:29

Сегодня, 26 октября, народная артистка Украины Агнесса Дзвонарчук встречает своё 80-летие. На протяжении более шести десятилетий творческая жизнь актрисы тесно связана со сценой Харьковского академического украинского драматического театра им. Т. Г. Шевченко, единственной в её профессиональной карьере.

Силу своего таланта и профессиональную молодость Агнесса Владимировна совсем недавно подтвердила точными, психологически выверенными сценическими характерами Серафимы в «Самоубийце» Н. Эрдмана и Марии Войницкой в «Дяде Ване» А. Чехова. Остается загадкой легкость, с какой артистка ориентируется в любой жанровой определенности. Две характерные роли — Серафима, сыгранная в манере сдержанного гротеска, и наделенная драматическим сарказмом Мария Васильевна, всегда чем-то встревоженная дама «послебальзаковского» возраста — полярно противоположные характеры, заключенные во внешности одной миловидной Агнессы.
В комедии она чиста от вульгарности, а в драме или трагедии не приемлет наносного пафоса — не играет долгими паузами, но проживает каждую минуту сценического времени, так как хорошо понимает, что её персонажу отпущена короткая, однако насыщенная событиями жизнь, складывающаяся из мгновений, и каждый миг одной роли заключает в себе множество глубоких переживаний…

Симфония, напетая Богом

Основы актерского мастерства Агнесса Дзвонарчук постигала в Харьковском институте искусств на курсе актеров драматического театра под руководством заведующего кафедрой, профессора Якова Григорьевича Азимова, воспитавшего не одно поколение популярных артистов. В универсальной методологии театральной школы Якова Азимова главный акцент делался на чувстве творческого ансамбля, ответственности перед партнером по сцене, а также на свободном ощущении жанровой природы предлагаемых обстоятельств, а главное, воспитании основы основ актерской профессии — психофизической памяти, необходимой для правдоподобного создания сценического характера.
Все это помогло молодой актрисе сразу же занять ведущее положение в репертуарных и премьерных спектаклях, когда в 1962 году после окончания вуза она одна из немногих получила престижное предложение войти в состав труппы Харьковского академического театра им. Т.  Г. Шевченко.
За первое десятилетие работы Агнессой Владимировной было сыграно 30 разноплановых ролей, в ряду которых критики особо отмечали Виолу из «Двенадцатой ночи» В. Шекспира, Софию из «Касса маре» И. Друцэ, Владиславну из «Тараса Бульбы» по Н. Гоголю, Луизу из «Дженни Герхард» Т. Драйзера, Жужуну из «Пока арба не перевернулась» О. Иоселиани, Аделаиду из «Суеты» И. Карпенко-Карого. Дальше список можно продолжить длинным перечнем ролей из пьес А. Коломийца, В. Розова, А.  Салынского, А. Макаёнка и многих других популярных в то время драматургов. Сущность разнохарактерных красавиц, похожих внешне, но в каждом спектакле разных по внутреннему содержанию, осанке, манерам и укладам жизни, была хорошо подмечена одним из рецензентов: «Сцена — это пространство и время. Когда же на подмостки выходит Агнесса Дзвонарчук, вне зависимости от роли и жанровой принадлежности спектакля через рампу прорывается напряжение, наплывающее на зрительный зал, как волна на берег, и наступает тишина, и появляется то внимание, без которого спектакль невозможен. Десятки сыгранных ролей при всей их непохожести сами по себе складываются в единую симфонию, наверное, Богом напетую этой артистке».

Дыша духами и туманами…

70-е и 80-е годы прошлого столетия стали вершиной в профессиональной карьере Агнессы Владимировны, подарив ей Люси в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта, королеву Елизавету в «Ричарде III» В. Шекспира, Аделю в «Тевье-молочнике» Ш. Алейхема, Крисчет в «Полете над гнездом кукушки» Д. Вассермана по роману К. Кизи и Анну в «Вороньей роще» А. Вампилова. Диапазон сыгранных ролей обескураживает и вызывает восхищение: как актриса умудрилась, не теряя собственной индивидуальности, воплотить на сцене такую широченную гамму конфликтных характеров женщин разных национальностей? В данном контексте мною перечислены только противоречивые сценические образы её героинь, а ведь помимо них актриса играла крупные роли еще в двух десятках спектаклей! «Я считаю, — сказала в одном из интервью Агнесса Владимировна, — работа над ролью продолжается бесконечно. Да и вообще есть ли роли законченные, которые бы вполне удовлетворяли артиста? В моей сценической практике таких ролей нет…»
В начале 1990-х Агнесса Дзвонарчук дарит харьковским зрителям незабываемые встречи с Реганой в «Короле Лире» В. Шекспира, Анной в «Украденном счастье» И. Франко, Бернардой в «Доме Бернарды Альбы» Г. Лорки.
Переступив порог нового тысячелетия, она столкнулась с авангардной постановочной практикой театра абсурда в лице Андрея Жолдака. Многие актрисы её поколения отвергли участие в эпатажных спектаклях этого режиссера, посчитав для себя недостойным вести творческий диалог с тем, кто излишне откровенен в выражении чувств и эмоций на публике. Агнесса же Владимировна приняла участие в творческом кастинге и была утверждена на роль Женщины за траурным покрывалом в спектакле «Один день Ивана Денисовича» по повести А. Солженицына. Фатально красивая, она проходила по экспериментальному залу, «дыша духами и туманами», с чувством печального достоинства. От этого прохода дрожь пробирала всех присутствующих. Какие она открывала в себе глубокие подвалы памяти, когда успела испытать те ужасы, мимо которых теперь проходила, выплакав все слезы? То был изящно поданный эпизод спектакля на фоне сотен изощренных мучений в круговороте гулаговского ада. Сценическая аристократичность не покидала её никогда, в полной мере проявившись в небольших сценах в спектаклях А. Жолдака «Четыре с половиной» и «Гольдони. Венеция».

Творческий и супружеский союз

Большим подарком в актерской судьбе для Агнессы стала работа с режиссером, заслуженным деятелем искусств Украины Степаном Пасичником над спектаклем «Танго» по пьесе С. Мрожека, где основным партнером по сцене стал её супруг, народный артист Украины Владимир Маляр. Как легко они преображаются, сменяя жанровые особенности типов из комедии дель-арте на ранимых персонажей театра переживаний! Сыграв в первых сценах эдакую даму-барбулье, не лишенную язвительного чудачества, Агнесса Владимировна словно приказывает своей героине сбросить с лица привычную маску и стать собою, чтобы уйти в иной мир такой же естественной, какой она некогда появилась на белый свет. Выразительно-молчаливое присутствие её героини придает многим сценам оттенок скрытой печали, а задумчивое наблюдение за скандалами домочадцев усиливает впечатление от событий, которые мы воспринимаем через пронзительный взгляд Евгении-Агнессы.
Творческий и супружеский союз Маляр-Дзвонарчук сложился еще в годы обучения в театральном институте. В разных спектаклях они играли друзей, врагов, влюбленных, даже мужей и жен. В сознании многих эта пара сценически «срослась» настолько, что если в спектакле появляется Владимир Маляр, то не покидает предчувствие скорого появления Агнессы Дзвонарчук. И наоборот, как это произошло в «Two-Step на чемоданах». Этот спектакль полюбился харьковчанам, и до недавнего времени он шел с неизменным успехом и на полных аншлагах. «Two-Step на чемоданах» — пример спектакля, когда невозможно говорить об одном исполнителе, а необходимо оценивать творческий альянс исполнителей вкупе с подаренными ими зрителям чувствами и впечатлениями. Агнесса Владимировна расставляет акценты роли, словно плетет кружево, нити которого все ближе и ближе притягивают к её Кристине нестареющего Германа-Маляра. Восхитительная пара! К сожалению, по весьма существенным причинам спектакль сошел со сцены, став репертуарной летописью театра…

Аплодисменты, аплодисменты!

Свой юбилей народная артистка Украины Агнесса Дзвонарчук встречает в активной творческой форме. Быть востребованной режиссерами и на протяжении шести десятилетий находиться под пристальным вниманием нескольких поколений зрителей — весьма подробная рецензия, написанная самим талантом Агнессы Владимировны. Потому что никто не сможет дать более точного описания тому, что отрывается от тебя нервным комком чужой жизни, которую ты делаешь своей и неоднократно проживаешь на сцене. Чужая жизнь под овации уходит за кулисы, чтобы через некоторое время возвратиться на подмостки и опять уйти под аплодисменты, но уже не так, как это происходило в прошлый раз. Сохраняя важные качества своих героинь, Агнесса Владимировна никогда не проходит с ними один и тот же путь из спектакля в спектакль. Дзвонарчук не просто играет на сцене, а наделяет роль внутренней драматургией, которая совершенствуется от премьеры до прощального занавеса, когда приходится навсегда расставаться с теми, кому она дарила долгую сценическую жизнь, щедро делясь с «женщинами из пьес» любовью, красотой и сценическим обаянием…
Мы часто с легкостью произносим ставшую дежурной фразу: «Шестьдесят лет преданного служения одной сцене». А ведь за этим сочетанием простых слов в данном случае скрывается более ста человеческих судеб, подчиняющих себе актерскую сущность. Вспоминается дантова терцина: «Любой язык, наверно бы, сплошал: Объем рассудка нашего и речи, Чтобы вместить так много, слишком мал».
Восхитимся ее талантом и пожелаем Агнессе Владимировне крепкого здоровья, чтобы у неё хватило сил оживить еще с десяток женственных сценических персонажей — ярких и обаятельных, как она сама.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях