ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

До сторіччя «шевченківців»: Людмила Платонова

Актуальное сегодня24 мая 2021 | 14:24

Минуло девять дней со дня ухода из жизни народной артистки Украины Людмилы Платоновой, ведущего мастера сцены Харьковского академического драматического театра им. Т. Г. Шевченко…

Сцена Харьковского академического драматического театра им. Т. Г. Шевченко во все времена изобиловала красивыми артистками — высокими, стройными и, к радости харьковчан, талантливыми. Яркой индивидуальностью в ряду загадочных красавиц блистала и народная артистка Украины Людмила Платонова (3.11.1940–16.05.2021). Помимо обжигающей взор красоты, природа наделила Людмилу Павловну изящными манерами и выразительными голосовыми интонациями, чему, как правило, трудно научиться даже на ежедневных занятиях по технике сценической речи. Природа была щедра, будто еще до рождения этого ребенка предугадывала, что одаренная ею обладательница завидных достоинств обязательно принесет людям много радости. Кстати, артисткой Людмила стать никогда не мечтала — она была просто уверена, что обязательно ею будет. Смело прошла огромный конкурс в драматической студии Харьковского театра им. Т. Г. Шевченко и, оставив позади многочисленных претенденток, стала ученицей выдающихся «березильцев», народных артистов Украины Лидии Криницкой и Виктора Мизиненко.
— Мои наставники, — вспоминала Людмила Павловна, — отличались свое­образной творческой манерой сценической игры и глубочайшей театральной культурой, а также, что особенно важно, — человечностью. Они были не только талантливыми художниками, а и высокопрофессиональными педагогами. Нам посчастливилось видеть их каждый день не только в учебных аудиториях, а также во время репетиций и в спектаклях. У меня было огромное желание перенять от них многие качества, чтобы стать достойной, играть роли на сцене украинского театра.
В ту пору попасть на сцену театра им. Т. Г. Шевченко даже сверходаренным выпускникам было непросто. Сначала им требовалось доказать свою преданность профессии и традициям, коими был славен этот уникальный творческий коллектив, с восторгом принимаемый зрителями всех союзных республик тогдашнего СССР. Хорошо осознавая это, героиня нашего рассказа не стала выдавать желаемое за действительное и принимает приглашение стать актрисой Одесского драматического театра. Дебютировав на его сцене в роли Натальи в спектакле «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, впоследствии получила редкую возможность сыграть ведущие роли в пьесах В. Розова и К. Гольдони.
Снявшись в нескольких фильмах на Одесской киностудии и блеснув главной ролью в картине «Дочь Стратиона», покидает «жемчужину у моря». За короткое время порадовав новыми, интересно сыгранными ролями зрителей Николаева и оставив в своей карьере размашистый росчерк ролью Настасьи Филипповны в «Идиоте» по Ф. Достоевскому (в целом репертуарный лист актрисы содержал в себе 22 ведущие роли, сыгранные в разножанровых спектаклях), возвращается в Харьков на сцену вожделенного театра.
Её дебют на прославленных подмостках шевченковцев в драме «Забыть Герострата» вызвал самые восторженные отзывы у зрителей и добрые отклики в рецензиях харьковских театральных критиков. По-другому и быть не могло, ведь, по воспоминаниям очевидцев, когда Клементина, жена эфесского сатрапа Тиссаферна, выходила на сцену, ниц падали не только все, кто находился рядом, но и сам повелитель. Зрители, не сдерживая эмоции, восхищенно восклицали прямо во время действия, а красавица делала выжидательную паузу и с налетом легкой иронии продолжала вести сцену. После успешного дебюта в «Герострате» Людмилу ждала очень серьезная работа над ролью Лизы Протасовой в «Живом трупе» по Л. Толстому. Этот спектакль, поставленный Анатолием Литко, открыл новый этап в жизни театра и в судьбе самой Людмилы Платоновой. Театр уходил от традиционного, привычного метода работы, что естественным образом вдохновляло артистов на поиски новых сценических форм, близких современным зрителям. Результативный психологический диалог с теми, кто находился в зрительном зале, доминирует в режиссуре Анатолия Литко, а Людмила Платонова оказывается в числе артистов, интонационно созвучных его творческим замыслам. Особенно это ощутимо было на премьере спектакля «Ричард III», не побоимся этого определения, репертуарной вершины театра в период постановочной практики режиссера Литко. Людмила Павловна играла сложнейшую роль леди Анны, вдовы принца Уэльского и по воле случая жены короля Ричарда III. Легко вспоминаю, с каким ледяным спокойствием она произносила: «Постойте! Опустите славный гроб. Ужели славе быть похороненной? Еще хочу над доблестным Ланкастром, над гибелью безвременной рыдать…»
Буквально в следующем театральном сезоне она покоряет зрителей тонко «вышитой» ролью Клеопатры Мамаевой в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, чуть позже экстравагантной Джулией в «Агенте 00» Г. Боровика, аристократически сдержанной княжной Репниной в «Шляхе» З. Сагалова и коварной Региной в «Короле Лире» У. Шекспира. Вы обратили внимание, какие многоплановые, разнохарактерные роли указаны мною из классического и современного репертуара артистки? Если к этому добавить разные постановочные методы режиссеров и многогранную жанровую палитру используемых ими приемов, то легко убеждаешься в том, что природа действительно была щедра при рождении этого универсального таланта.
Людмила Платонова была одной из немногих театральных див, способных чувствовать и комфортно ощущать на себе особенности не только создаваемого сценического характера, а и возможности театрального костюма, определяющего стилевые и манерные самобытности разных эпох. В её случае костюм не просто помогал, а обеспечивал артистке внутреннюю сценическую свободу, потому любое платье срасталось с ней самым естественным образом. В комедии «Примадонны» К. Людвига она словно родилась в модных нарядах мадам Флоренс. Мягкая, как у лукавой кошки, поступь. Не просто женственная, а какая-то удивительно легкая способность вести диалог. Тонкая, мудрая власть над всем, что творится вокруг. Английские драматурги любили высмеивать таких женщин в пуританских комедиях нравов. Платонова же играла с налетом легкого лицемерия, да так изящно, что создавалось впечатление, будто характер Флоренс с нее скопирован драматургом, никогда не знавшим Людмилы Павловны.
Была категорична и придерживалась строгих правил. Никогда не давала интервью и никому не рассказывала загодя о предстоящих премьерах, каждую роль считала событием личной жизни и оценивала только по факту признания своих сценических достижений зрителями и театральными критиками.
Ей выпала на долю счастливая актерская жизнь — сыграла много интересных ролей в хороших и очень хороших пьесах. Когда артисту так везет, он вроде бы не должен сетовать на судьбу. Людмила Павловна признавалась, что иногда, конечно, бывали горькие минуты, когда в сердцах говорила себе: «Лучше бы у меня была другая профессия…», а затем задавалась вопросом: «Какая другая?» Ответ искала, да так и не находила. Она любила театр, не могла жить без сцены, и после минутных сомнений благодарила Бога за возможность получать радость от актерской профессии самой и доставлять удовольствие зрителям, влюбленным в её талант…
Соболезнуем и выражаем глубокое сочувствие Оксане, дочери Людмилы Павловны, коллегам, друзьям и поклонникам талантливой актрисы.

***
Юлиана Полякова
Памяти Людмилы
Платоновой

Бредет, прощаясь,
пасмурная тень,
Кивает мне:
«Смотри, не забывай!»
К ней тянется
кудрявая сирень,
И смотрит вслед
холодный месяц май.
И встреч альбом
листает память зыбко:
То жест, то взгляд,
то легкий взлет бровей,
И тает знаменитая улыбка
С неистребимой
прелестью своей.
И упадают
колокольны звоны —
Невыносимый утренний
набат.
Чужой душе
не писаны законы,
Когда она уходит
в Божий Град.
Душа ушла,
забылась, отлетела…
Но мысль гнетет
сквозь тягостный раздрай:
«Где ты была,
когда страдало тело,
И доцветал холодный
месяц май?»

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях