ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

До сторіччя «шевченківців»: Татьяна Рачинская

Актуальное сегодня21 февраля 2022 | 16:07

Полвека трудится в гримировочном цехе Харьковского академического театра им.
Т. Г. Шевченко специалист высочайшего класса — гример-постижер Татьяна Рачинская, мастерству которой, наверное, по-хорошему завидуют коллеги из других творческих коллективов.

Если задуматься, то получается, что гример — единственный человек в театре, который, хочется ему того или нет, а должен касаться лица каждого артиста. Более того, он знает и разбирается в индивидуальных особенностях доверившегося ему актера. Если режиссер и художник-постановщик распоряжаются, чтобы из красивого лица вышло уродливое, то гримеру ничего не остается, как взяться за растушевки и превратить «ангела в черта». Сложнее, между прочим, сделать наоборот… Но для Татьяны Рачинской, начальника гримировочного цеха легендарного театра, не составляет никакого труда ежедневно совершать такие перевоплощения с ее подопечными при помощи грима и парика.
Кстати, шиньоны, парики, бороды, усы, бакенбарды и даже брови создаются исключительно её руками. Специалист по изготовлению волосяных атрибутов для создания сценического образа и называется постижером. Профессия эта уникальная. Конечно же, есть мастерские, которые изготавливают постижерскую продукцию из синтетических материалов, но только по определенным образцам: как пример — мольеровский парик. А если необходим необычный, не имеющий адресной направленности к конкретной эпохе, то парик необходимо создать по эскизу художника с учетом особенностей того артиста, который предстанет перед зрителем в обличье данного персонажа. Такой «волосяной покров» нигде не купишь, его можно только создать. Вот тогда-то Татьяна Викторовна берет специальный крючок для тамбуровки волос и подходит к монтюру-шапочке, приколотой к деревянной голове. Нереально кропотливая работа, которую трудно вообразить, а наблюдая, с какой скоростью Татьяна Рачинская насаживает каждый волосок на основу, просто диву даешься, насколько быстро огромный участок «лысины» покрывается густой шевелюрой.
Что это: ремесло или талант? Думаю — и то, и другое может объединяться в одном человеке, если он профессионально ориентирован на участие в коллективном творческом процессе, без которого немыслимо театральное искусство. Работа не из легких, потому что перед каждым спектаклем в гримировочный цех один за другим заходят артисты, а из него выходят уже сценические персонажи. То есть вхождение в роль начинается под пристальным внимаем Татьяны Рачинской. Сегодня всем, кого она гримирует, ее кропотливый труд кажется столь естественным, что он воспринимается как должное. А зря. Опытные артисты могут самостоятельно надеть парик, но практически никто из них не способен подготовить его к выходу: почистить, расчесать, завить, придать необходимую форму и превратить в нужную для сцены прическу. К советам Татьяны Викторовны на протяжении многих лет прислушивались ведущие мастера театра Леонид Тарабаринов, Светлана Чибисова, Владимир Шаповалов, Римма Кирина, Людмила Попова и многие другие известные артисты, чьи роли, сыгранные в том числе благодаря выразительному гриму Татьяны Рачинской, уже вписаны в историю украинского театра.
Универсальный дар Татьяны-искусницы проявляется не только на подмостках. Харьковские кинематографисты и телевизионщики часто обращаются к ней за помощью. Так, в программе харьковского телевидения «Театральный салон» Татьяне Викторовне доверяли свои лица Армен Джигарханян, Богдан Ступка, Ольга Сумская, Наталья Сумская, Константин Хостикоев, Сергей Безруков, Константин Хабенский и нынешняя звезда украинского шоу-бизнеса Сергей Бабкин.
В совершенстве владея техническими особенностями живописного грима, Татьяна Рачинская в одном спектакле умеет изменять внешность исполнителя несколько раз. К примеру: создавая портретный аналог известной личности, она может на протяжении одного сценического времени усилить его характерные черты от молодого до постепенно стареющего. В сочетании с наклеенными бровями или усами это всегда даёт эффект быстрого, но вполне естественного возрастного изменения лица.
Следует отметить, что на долю Татьяны Викторовны выпало серьезное испытание сотрудничества с очень разными режиссерами, воплощающими свои творческие замыслы порой в совершенно противоположных эстетических направлениях. Реалистический грим сопутствовал ранней режиссуре Анатолия Литко в «Живом трупе» Льва Толстого и «Ричарде третьем» Уильяма Шекспира, а в поздний период Литко вдруг увлекся концептуальным свое­образием абсурдной драмы, представив на суд зрителей свою режиссерскую версию «Макбета» Эжена Ионеско, что повлекло за собой разработку оригинальных гримов и париков. Александр Беляцкий был сторонником сентиментальной драмы. Андрей Жолдак придерживался сюрреалистической формы. Александр Ковшун утверждает себя на поприще эпатажного авангарда. А Степан Пасичник остается сторонником глубокого психологизма. Каждый из режиссерской плеяды шевченковцев выдвигал и выдвигает свои требования к портретной галерее персонажей, как к неотъемлемой части целостного образа спектакля. Это я к тому, что сегодня редкий гример может устоять под натиском многовекторных направлений, требующих от него творческого совпадения и с замыслом режиссера, и с приблизительными эскизами портретных набросков художника-постановщика. Трудно сосчитать, сколько создано Татьяной Рачинской париков и прочих парикмахерских изделий за пять десятилетий. Для этого необходимо восстановить хронологию премьер за прошедшие 50 лет, да еще с учетом того, что спектакли выпускались по два, а то и по три состава исполнителей. Уверен, что цифра с тремя нолями впечатлит каждого…
За выдающиеся заслуги в области культуры и искусства Татьяна Викторовна Рачинская была награждена орденом княгини Ольги. Надеемся, к 100-летнему юбилею театра, которому она посвятила полвека своей жизни, её ждут новые награды и соответствующее её уникальному мастерству звание заслуженного деятеля искусств Украины.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях