ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Главное в её жизни — театр

Актуальное сегодня10 января 2022 | 16:09

Всеобщая любимица харьковских зрителей Лариса Лунина в начале января встретила свой 70-летний юбилей — да с такой радостью, будто миновала лишь отрочество, а все самое лучшее ещё ожидает впереди.

А ведь за плечами 50 лет сценической деятельности: со второго курса института искусств — два театральных сезона в Харьковском театре им. А. С. Пушкина, затем три — в Днепропетровском ТЮЗе, 25 лет на сцене Харьковского театра для детей и юношества и 20 лет на сцене Харьковского академического драматического театра им. Т. Г. Шевченко.
О таких, как Лунина, обычно говорят: «метр двадцать с кепкой». В отношении героини моего рассказа такое высказывание заключает в себе двойной смысл — рост почти соответствует, а кепка была атрибутом её театрального костюма в бесчисленных ролях озорных мальчишек. За два с половиной десятилетия «каторжных работ» в Харьковском ТЮЗе она сыграла около 50 разноплановых персонажей, среди которых были высоко отмечены критиками главные роли в спектаклях «Именем революции» (Петька), «РВС» (Жиган), «Отверженные» (Гаврош), а также во многих других с присутствием «малышей-плохишей», созданных драматургами специально для актрис-травести. Петьки, Васьки, Коньки-горбунки, Зайки-зазнайки и Бабки-ёжки в её исполнении были столь зажигательны, что не оставляли равнодушными ни детей, ни взрослых.
Для актрис такого плана переход от амплуа травести к другому профессио­нальному качеству труден, порою трагичен. Когда годы берут своё, то многие из них вынуждены уходить из профессии, не сумев переосмыслить себя в ином сценическом качестве. С героиней моего рассказа этого не произошло. Она понимала, что если не работать над собой, то можно лишиться того, что является смыслом жизни, поэтому, задумываясь о будущем, поэтапно переходила от одного амплуа к совершенно противоположному.
С годами артистка уступает это амплуа молодым исполнительницам и дебютирует в острохарактерных ролях: Мачехи в «Двенадцати месяцах», коварной Беладонны в «Четвертом поросенке», Рощиной в «Остановите Малахова», простушки Николь в «Мещанине во дворянстве», Шинкарки в «Вие». Завершает галерею ярких сценических образов в контексте сложного амплуа Циннобер в «Крошке Цахес». Именно эта роль становится одной из самых совершенных в репертуарной галерее сценических образов тюзовского периода Ларисы Луниной. Циннобер является вершиной мастерства актрисы, которой удалось соединить в одном характере множество противоречивых чувств: убожество, зависть, омерзительную сентиментальность, жестокость и амбициозное желание быть всеми признанным лидером. Горбатый, клювовидный, с перекошенным злобой лицом, Цахес тащил за собой черные фалды не по росту большого фрака, как «шлейф», сотканный из многообразия негативных эмоций и гадких поступков, происходящих не только в сказках, но, к сожалению, и в реалиях нашего времени.
А через некоторое время (видимо, на страстное желание перейти к ролям лирических героинь повлиял удачно созданный образ красавицы Зейнаб в «Али-Бабе и сорока песнях персидского базара») Лариса Владимировна выходит на подмостки в потрясающе серебристом одеянии лунно-лучезарной Титании из «Сна в летнюю ночь». Спектакль и роль стали заметным событием в жизни театра и в карьере актрисы.
Надо признать, что детские театры Харькова до появления на сцене Ларисы Луниной не знавали столь яркой, самобытной, напористой и непосредственной творческой натуры. Конечно же, положительное воздействие оказала на неё учеба у замечательных педагогов Харьковского института искусств (ныне Харьковский национальный университет искусств) — Владимира Ненашева, Якова Азимова, работа с талантливыми и требовательными режиссерами — Григорием Кононенко, Александром Беляцким, Анатолием Литко, Владимиром Петровым. Благодаря им актриса в начале своего творческого пути сыграла свои лучшие роли в спектаклях по классическим пьесам Ершова, Гоголя, Гофмана, Кропивницкого, Шекспира, а режиссеры в свою очередь помогли ей убедительно и талантливо проявить себя во множестве сложных характеров и жанров.
Видел практически все спектакли с участием Ларисы Владимировны, поэтому могу чистосердечно засвидетельствовать, что даже роли, сыгранные в спектаклях довольно посредственных режиссеров, приносили ей удачу. Самое главное сценическое достоинство этой актрисы — правдоподобие в любых предлагаемых обстоятельствах. Сложно придумать, в какой роли она не смогла бы увлечь зрителя. Сценическое пространство для Луниной — комфортное место импровизационной свободы, в котором она ощущает себя столь же естественно, как и в жизни. Зрители и коллеги не перестают удивляться: откуда такое обилие характерных красок? Откуда она черпает многообразие неповторимых чувственных интонаций? Перебирая в памяти сценические работы Ларисы, выделял не лучшие роли, потому что они все хороши, а масштабные, ставшие важными этапами её сценической биографии.
К сожалению, театр им. Т. Г. Шевченко не жалует актрису таким же обилием ролей, какие выпали на тюзовский период, но, к счастью, это не сказалось на качестве сценических персонажей, прекрасно сыгранных Ларисой Владимировной на его сцене, в том числе в четырех авангардных драмах Андрея Жолдака. Сегодня она интересно трактует сценические характеры в комедиях «Зойкина квартира», «Жениха вызывали» и «Смешные деньги», в драмах «Украденное счастье» и «Лісова пісня». С огромным «аппетитом» восполняет творческий голод участием сразу в нескольких популярных антрепризных театрах Харькова, в спектаклях которых ею уже создано около десяти запоминающихся ролей экспансивных светских дам.
В приятельских кругах её величают Луняшей, а зрители нарекли незабываемой, потому что для них каждый её выход на сцену — праздник. Признание, какое Лариса Владимировна обрела благодаря верности и любви к подаренной Богом профессии, ценится ею значительно выше всех наград, званий и прочих регалий. Главное в её жизни — театр, и она выходит на сцену в любой роли.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях