ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Неспешная прогулка по выставочным залам Харькова

Актуальное сегодня19 июля 2021 | 16:18

В эти жаркие дни пустынно и тихо в прохладных выставочных залах Харькова. Радушно принимают они редких посетителей, а те, попав под своды храмов искусства, не торопятся выходить под палящее солнце и долго всматриваются в картины, отвлекающие от знойного лета.

Цвет и эмоция на палитре Юрия Ваткина
В Харьковской муниципальной галерее демонстрируется абстрактная живопись Юрия Ваткина. Персональный вернисаж очень похож на ухоженный участок внутри огромной оранжереи, в которой рукой искусного садовника высажены цветущие растения разных пород, завезенные из далеких стран. Удивительное ощущение цветовой гаммы!
Вообще-то, культура обращения к цвету в использовании любого типа красок присуща не каждому живописцу. В случае с Юрием Ваткиным следует признать, что он, помимо нервного ощущения колористического «содружества» красок в единстве одного художественного замысла, не преследует цели прослыть оригинальным живописцем — профессионально состоялся и таковым является на самом деле. «Мои картины передают мои состояния в момент творения. То, что должно пропадать в реальности, застывает на холсте, а то, что не должно вообще двигаться, оживает и разворачивается в пространстве света, мазков, пропорций». Сказано не без лукавства.
Практически в каждой картине через постепенно проявляющийся ландшафтный абрис ощутим глубокий смысл, на первый взгляд скрытый за обилием чувственной цветовой гаммы. Впрочем, без передачи в красках эмоционального состояния у зрителя не возникало бы важного чувства — сопереживания зафиксированному на картине событию. Потому что фиксируется не пейзаж, а именно состояние природы, влияющей на восприятие этого пейзажа. Иными словами: вместо реально узнаваемых образов, объединяя абстрактной формой цвет и линию, живописец добивается эффекта, подобного тому, какой мы называем «пробуждающимися воспоминаниями».
— Этот художник призывает зрителя отказаться от вербального восприятия живописи, ведь абстракция, как никакое другое направление, требует отключить логику и дать свободу чувствам, подобно основным инстинктам — выживания, продолжения рода, где запах имеет важное значение. Именно такая позиция позволит зрителю особо остро почувствовать и испытать удовольствие от игры цвета, ритмичности, мощи и свободы движения. Юрий Ваткин принадлежит к тем художникам, которые в своем творчестве руководствуются эмоциями и интуицией, он не гонится за модой и не противопоставляет себя обществу. Просто ему нравится передавать свои мысли в произведениях, стимулируя таким образом визуальное внимание зрителя. В абстрактных произведениях, обращаясь к символам-знакам, которые не имеют аналогов в обыденности, Ваткин стремится воплотить собственное восприятие тайны мироздания. Абстрактность необходима ему как эффективная форма иноязычности, которая, отказываясь от внешнего сходства с миром материальным, вместе с тем фиксирует внимание на внутреннем мире человека. В произведениях «Фантазия», «Ощущение», «Желание» даже в названии акцентирован не сюжет как воплощенное действие, а скорее эмоциональная рефлексия. Чрезвычайно экспрессивные, яркие произведения «Энергия жизни», «Триумф радости», «Стремление. Ветер» воспринимаются как своеобразная дань автора собственным ощущениям, которые, в сущности, становятся главным сюжетом полотна, — характеризует творческое кредо Юрия Ваткина научный сотрудник Харьковского художественного музея Лариса Абраменко.
Выставочная деятельность Юрия Анатольевича имеет короткую историю в одно десятилетие. За это время он успел зарекомендовать себя как художник, сделавший большой рывок от сразу нескольких направлений традиционной живописи к авангардной.

Художники-любители? Да, они обожают процесс творчества
В большом зале Харьковского информационно-выставочного центра «Бузок» — краски умеренные, картины на любой вкус. Выбор широкий, дающий возможность оценить каждого творца в отдельности.
Групповая выставка художественной студии «Verrocchio аrt studio» является примером того, что рисовать может научиться каждый, если есть желание и возможности (видимо, не случайно она носит имя итальянского мастера Андреа дель Верроккьо, чьими учениками были Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Леонардо да Винчи, Лоренцо ди Креди). Видно, что студийцы не придерживаются строгих правил, а вдохновенно осваивают школу изобразительного мастерства в разных художественных техниках, конечно же, отдавая предпочтение экспериментальным направлениям. Многие из художников-любителей обладают несомненным талантом, и среди многочисленных авторов этой выставки выделяются те, кто наделен особым творческим даром. Их картины наполнены душевным теплом и глубокой искренней добротой. Некоторые произведения достигают профессионального уровня. Об этом свидетельствует зрительский интерес к выставкам картин художников-любителей, которые уже прочно вошли в современную культурную жизнь Харькова. В частных коллекциях и в собраниях многих музеев давно имеются фонды народного творчества.
Ярко выражена индивидуальная манера письма и жизненный опыт в работах Анны Аушевой («Степан и Наталья»), Юлии Дунаевской («Автопортрет»), Натальи Калининой («Руанский собор»), Янины Калиниченко («Буря в пустыни»), Таисии Крячко («Игра воображения»), Анастасии Пустовит («Скетч»), Полины Федченко («Лимоны»), Анны Чернухи («Рынок Львова»). Чем ярче, полнокровнее, насыщеннее проходит их жизнь, тем интереснее зрителям и искусствоведам их творчество. Этим художникам уже есть что сказать, чем поделиться, что выразить. Умением видеть в обыденном необычное они вводят нас в мир дивной, порой фантастической красоты, отвоеванной у блеклой действительности.

«Остановись, мгновенье, ты — прекрасно!»
А в малом зале художественного салона «Бузок» экспонируется выставка «Весь мир — в одном мгновении», вполне соответствующая строке немецкого поэта Иоганна Гёте: «Остановись, мгновенье, ты — прекрасно!»
Автором картин персонального вернисажа является выпускница Харьковского лицея искусств Елена Алябьева. «Концепция моей выставки заключается в неповторимости каждой переживаемой нами секунды. Особый характер творческой выразительности на моих полотнах заключается в том, что каждый зритель становится соавтором моих картин, вкладывая в них свое видение через индивидуальную призму восприятия». Цепляясь за ненароком брошенное слово, скажу, что «призма» на рисунках Елены становится харизматической фигурой, присутствующей на многих полотнах. Особенно хорошо выглядит геометрическая непропорциональность в факельном букете огнедышащих соцветий, который украсил собой афишу и в зимнем пейзаже «Структура».
Изумляет цикл флористических композиций, представленный несколькими миниатюрами. Да и как не удивиться ярким полотнам, соперничающим по красочности с мозаичными картинами? Картины художницы выполнены в разных жанрах живописи и графики. Глядя на её работы, создалось впечатление, что она умело компонует части и предметы, увиденные в разное время и с разных точек зрения. Такой прием «разбивает» реалистическое восприятие сюжета геометрическими формами, передающими особый ритм и замышленное художником настроение пейзажа или натюрморта.
***
Палящий полдень, чересчур щедрое солнце и прилипающая к лицу маска не должны стать причиной отказа от встречи с прекрасным. Искусство дает возможность хоть некоторое время не думать о насущных проблемах, а остановиться и поразмышлять о вечности. Смело входите в художественные галереи и наслаждайтесь дружелюбным вниманием к вам со стороны самых разных произведений изобразительного искусства. Уверяю, вспоминать будете не жару, а интересные картины и их самобытных авторов.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях