ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Оксана Дмитриева: Этот спектакль — наше сопротивление, наша молитва, наши размышления, наша попытка разговаривать о современности.

Актуальное сегодня26 сентября 2022 | 11:12

Харьковский академический театр кукол им. В. А. Афанасьева все лето на разных локациях показывал зрителям новый спектакль «Я норм» поставленный Оксаной Дмитриевой по пьесе молодого украинского драматурга Нины Захоженко.
О том в каких условиях создавался «Я норм», поведал актер Харьковского академического театра кукол Сергей Смеречук сыгравший в спектакле «Я норм» роль Сашки.

— Мы не выезжали из Харькова, потому что для того, чтобы хоть немного отвлечь детей и взрослых от страшной реальности войны играли спектакли на станциях метро, в больницах, школах, домах культуры и под открытым небом. Практически, начиная с апреля, театр не прекращал своей творческой деятельности. В свободное от работы время главный режиссер Оксана Дмитриева предложила начать репетиции нового спектакля, и мы с радостью стали читать пьесу Нины Захоженко.

— Судя по отзывам твоих коллег, пьеса пришлась по душе. Чем же привлекла режиссера и актеров драма молодого украинского автора?

— Тем, что не повествует, а кричит о войне, которая настигла молодое
поколение украинцев. Пьеса захватывает своей откровенностью,
честностью и даже некой, я бы сказал, жесткостью в поднятии и
освещении важных моментов, заставляет задуматься: как сложное
военное время может определять индивидуальную позицию каждого
человека (в данном сюжете подростка). Конечно же, в первую очередь
написанная автором история ценна тем, что в ней есть большое,
непобедимое чувство веры и надежды на перемены к лучшему. По
мнению Нины Захоженко, именно это дает нам силы преодолевать
сомнения и идти дальше. Та же мысль заключена во фразе, произносимой
перед спектаклем режиссером-постановщиком: «Наш вопрос миру: —
«Ты как?». Наш ответ миру: — «Я — норм». Как по мне, так именно в ней
и раскрывается символическое значение, закодированное в названии
нашего спектакля
Пьеса небольшая. Всего 17 страниц текста. Но поднятые в ней проблемы,
её внутренний ритм и живая форма повествования не отпускают: сначала,
захватив актеров, затем заставив зрителей сопереживать судьбам юных
персонажей. В этом контексте хочу поделиться комментарием,
оставленным после спектакля одним из зрителей: «Пьеса «Я — Норм» —
живая, пронзительная, искренняя история о подростках из Бучи. О том,
как мир ломает нас, забирает у нас то, что нужно и важно, но мы все
равно держимся и помним, что мы — это мы. И если не будет нас, то не
будет и этого мира. Мы должны выжить, сохранить себя и победить».

— Как проходили репетиции?
— Оксана Федоровна всегда придумывает некое особенное пространство,
наделяя его комфортной творческой атмосферой. С ней легко работать в
объеме любого репетиционного помещения, а ведь приходилось
репетировать в разных местах. Во время обсуждения событийного ряда
она умеет выслушать каждого, таким образом давая актеру возможность
свободно высказывать свои предложения и вместе с ней находить
лучшие из возможных вариантов сценического воплощения уже как бы
совместного замысла. Таким образом она ведет, а иногда жестко
направляет актеров в нужное для спектакля русло. Вы понимаете, главное
довериться ей так же, как она доверяет каждому из нас. Это самое
главное. Репетирует доброжелательно, можно сказать, корректно и в то же
время пронзительно сосредотачиваясь на психофизическом состоянии
каждого персонажа.
С первых репетиций, обсудив основные вехи спектакля: его тему и идею,
Оксана Федоровна сразу же определила для нас неоспоримые «правила
игры» в жанровой форме будущего спектакля, оправдала те предлагаемые
обстоятельства, в которых сегодня уверенно конфликтуют герои драмы «Я
норм». То, как этот режиссер чувствует сценическое пространство и
время, актуальность пьесы, –— что-то невообразимое. Однажды мы с
Катей Пинчук, Даниилом Никифоровым и Лилией Осейчук раньше
обычного пришли, чтобы заранее подготовиться к репетиции, а Оксана
Федоровна уже ходила по сцене, проверяя, как лучше выстроить
мизансцены в аскетичном оформлении сценического пространства. Она
все пропускает через свои руки — крутит, вертит каждую мелочь.
Мысленно проверяет: помогает или мешает используемый реквизит.
Всегда находит то, что может выразительнее подчеркнуть, раскрыть
сценическую жизнь молодых актеров в предлагаемых обстоятельствах
любого времени.
— Какие делаешь выводы?
— Оксана Дмитриева – удивительный человек. Как режиссер-педагог она
точно определяет в тебе что-то такое, чего ты сам не мог в себе увидеть и
открыть. Работа с ней — это всегда увлекательное путешествие. Перед
тем, как выйти на сценическую площадку, обговариваем
взаимоотношения персонажей. Затем, сделав замечания и внимательно
выслушав наши пожелания, мы уже вместе отправляемся в трагическое
место действия — в разоренную врагом Бучу где война сблизила четырех
подростков — Дашу, Сашку, Лизу и Майка.
— Кто они: Даша, Сашка, Лиза и Майк?
— Мой персонаж — 17-летний Сашка из Донецка, семь лет тому назад
переехавший в Бучу, иными словами, бежавший с семьей от войны, но она вновь настигла. Несмотря на все ужасы, которые ему пришлось когда-то и
снова пережить, в нем живет вера, которая помогает оставаться
преданным, внутренне противостоять захватнической идее так
называемого «русского мира».
Когда мы с режиссером обговаривали характер Саши, стараясь
максимально точно определить его жизненную позицию, одним из
мотивов, была тема оккупированной малой родины, в которую хочется, но
пока невозможно возвратиться. Сам персонаж, как я уже сказал, из
Донецка, из шахтерской династии в несколько поколений… Шахта, упасть
в шахту, застрять в шахте, пропасть, утонув в той беспросветной темноте
— один из главных страхов этого персонажа. Конечно, не только в
прямом, но и в переносном смысле: пасть духом, потерять веру, надежду.
А мечта персонажа — огромное желание вернуться домой, в Донецк,
чтобы раз и навсегда затопить те темные шахты, построив на их месте
нечто действительно прекрасное, что будет доставлять радость и давать
новую жизнь. Любовь к родному городу, любовь к девушке и мечта о
возвращении пока не доставляют радости и причиняют много боли. Но
любви всё же больше! Поэтому он находит в себе силы улыбаться и
поддерживать всех, кто нуждается в его помощи. В моем представлении
это хороший, теплый, светлый юноша.
— Счастлив от безответной любви?
— Он не настолько глуп. У моего Сашки сложно складываются
взаимоотношения с главной героиней спектакля — Дашей (актриса Лиля
Осейчук), в которую Сашка безответно влюблен. Он ее любит, а она
любит крутого парня по имени Майк (актер Даниил Никифоров),
которого не так давно бросила девушка Лиза (актриса Катя Пинчук ),
выехавшая с семьей из Бучи еще в начале войны.

— Сколько времени ушло на создание спектакля и кто принимал непосредственное участие в его оформлении помимо режиссера- постановщика?

— Вспоминаю, когда одна из первых репетиций подходила к концу, мы с
ребятами задумывались: «Интересно, сколько времени займёт подготовка
к премьере?». Не успели подумать, а у же остаются считанные дни до
первого показа и мы с ребятами удивляемся: «Как это? Две недели — и
спектакль готов? Так бывает?». Серьезно, практически за 20 дней был
поставлен спектакль и за столь же короткое время была написана
оригинальная музыка к нему, авторами которой стали композиторы
Лилия Осейчук, Катерина Палачова, Руслан Каширцев. Световое
оформление удачно разработал художник по театральному освещению
Дмитрий Прасолов.
— Какие воспоминания надолго сохранит твоя память?

— Это было прекрасное время! Атмосфера бесподобная! Пространство
настроено режиссером, как хороший рояль! Все тщательно продумано и
выстроено! Каждый слышит, чувствует дыхание друг друга. Доверяет,
верит, поддерживает. Воспоминания легкие, желающие повторяться
бесконечно.
— Знаю, что премьера была воспринята бурными аплодисментами.
— Спектакль принимался на ура! Отыграв премьеру, мы поняли, что люди
сильно соскучились по театру. Многие подходили и благодарили всю
постановочную команду за нашу гражданскую позицию, выраженную в
спектакле со странным, но уже понятным для них названием «Я —
Норм». Денежные средства от двух премьерных показов переданы нами в
помощь Херсонскому театру кукол, коллектив которого отказался
сотрудничать с российскими оккупантами.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях