Выставка «Ожерелье» украинского скульптора Татьяны Альбицкой-Костомаровой в Харьковской муниципальной галерее никого не оставляет равнодушными — у одних восторг, у других недоумение.
Недоумение не от того, что не нравится, а потому, что необычно видеть окаменелость тучных дам в одном месте и в таком количестве. В залах «муниципалки» явственно звучит одическая песнь ренессансным формам белоснежных изваяний в самых неожиданных ракурсах. Небольшие фигурки горельефно украшают стены, а крупные примадонны расположились в центральной части зала.
— На выставке представлены как уже известные скульптурные композиции малых форм, так и впервые демонстрируемые монументальные работы. Ключевой темой творческих поисков Татьяны является образ женщины, пребывающей в принятии себя и в гармонии с окружающим миром. Выразительно силуэтные, изысканные, они отличаются новаторским подходом и неординарностью пластического замысла. Ее женщины ничего никому не доказывают. Закрыв глаза, они излучают наполненность и умиротворение. Женские образы в творчестве Татьяны не совпадают с общепринятыми в современном мире канонами красоты, а в данный момент как бы случайно оказались здесь и сейчас — в том самом славном моменте, о котором так громко нам рассказывают психологи, лайф-коучеры и эзотерики. Момент, о котором мы можем только мечтать, ведь у каждого из нас есть свои страхи, атакующие нас ежеминутно, отдаляя от счастливой возможности наслаждаться радостью пребывания в своем теле — просто чувствовать, просто любить, просто жить! Поиск художественной идентичности Татьяны прошел долгий путь и начался еще в студенческие годы, когда художница исследовала скульптурное изображение женщины времен «Цивилизации Великой Богини», где палеолитические и неолитические символы и образы связаны с самозарождением Богини, с ее функциями «дарительницы» жизни, источником рода. Именно в этот период создается монументальная работа «Наречена, звістки вісниця», хранящаяся в Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Однако полностью самобытный стиль скульптора определился после появления на свет сына. Благодаря этому возникают такие работы как «Червень», «Розчулення», «Яблуневий Спас», «Трійця» и серия из десяти скульптур малых форм — «жемчужин», которые складываются в «Ожерелье» и окончательно раскрывают высокую степень художественного обобщения, яркого индивидуального видения, — действительно, никто лучше, чем Мария Мануйленко, искусствовед и подруга Татьяны Альбицкой-Костомаровой, не рассказал бы о стилевых особенностях творчества этой талантливой ваятельницы женских тел.