ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Победители не только в войне, но и в искусстве

Актуальное сегодня06 мая 2021 | 17:00

Многие харьковские художники с первых дней войны с фашистской Германией ушли на фронт добровольцами.
Воевали в артиллерии, в танковых войсках, в штурмовой авиации, в разведывательных подразделениях, но чаще — рядовыми пехоты. Вместе с боевыми товарищами мерзли в окопах, ходили в атаки, переживая боль потерь, отступлений и радость побед…

Александр Васильевич Вяткин (1922–2012)
Известный потом далеко за пределами Украины художник ушел на фронт по первому военному призыву. Первые месяцы обучался в 15-й Ижевской авиа­школе. Получив военную профессию механика по вооружению, был отправлен в Алатырь (Чувашия), где формировались авиационные полки. Боевыми дорогами прошел путь от Киева до Берлина.
После победы война не уходила из его памяти, а оживала на полотнах лицами солдат — вернувшихся домой и павших на полях брани. Тема войны была основополагающей в творчестве Александра Вяткина и не отпускала, даже когда он обращался к натюрморту. Скромный букетик цветов он рисовал не в декоративной вазе, а в гильзе от снаряда, положив рядом не цивильный головной убор, а видавшую виды каску, из-под которой на шинельном сукне выглядывает офицерский погон. Это полотно так и называется — «Воспоминание».

Борис Владимирович Жуков
(1921–1974)
Один из лучших украинских маринистов и урбанистов, окончив первый курс Харьковского художественного института, на войну ушел добровольцем. Служил матросом Черноморского военно-морского флота на судне-охотнике, предназначенном для поиска и уничтожения подводных лодок неприятеля, несения дозорной службы и охраны транспортных кораблей. Участвовал в десантных операциях. В боях отвоевывал у немецко-фашистских захватчиков Одессу, Севастополь, Керчь, Новороссийск.
На его полотнах точность, правдивость и дисциплина художественного мышления соотносятся с тонким настроением природного ландшафта. Цветовая гамма картин сложна и эстетически благородна.

Виктор Иванович Лапин (1923–1984)
Начало войны совпало с окончанием Виктором Лапиным десятого класса. Восемнадцатилетний доброволец направляется для обретения технических навыков в Вольское авиа­ционное училище, что располагалось в Саратовской области. Затем авиатехник 254-го истребительного авиационного полка служил на Северо-Западном фронте, прикрывавшем подступы к Ленинграду. Рядовому Лапину, ожидавшему возвращения летчиков с задания, самому хотелось подняться в небо и атаковать «Мессершмитты» или «Фокке-Вульфы», но в то же время он понимал, что служба на земле столь же важна, как и погоня за самолетами неприятеля в воздухе.
Лапин достиг высот первоклассного специалиста, и его как «авиамеханика от Бога» и высокопрофессионального инструктора переводили из полка в полк, туда, где требовались квалифицированные мастера, а востребованы они были в самых «горячих» местах. За годы войны Виктор Иванович обслужил почти 800 вылетов боевых самолетов.
В короткие минуты передышек он не расставался с маленьким этюдником, альбомом и карандашами. Самолеты, дорогие лица боевых товарищей, воздушные схватки с врагом — суровое военное время запечатлено в небольших живописных и графических работах Виктора Лапина.
Выдающийся украинский живописец ярко заявил о себе сразу в нескольких жанровых направлениях — историческом, патриотическом и лирико-романтическом.

Сергей Емельянович Лунев (1909–1978) 
Замечательный украинский акварелист воевал разведчиком в роте специального назначения. Некоторое время майор Лунев нес службу в Средней Азии на границе с Афганистаном. Из произведений 1940-х годов наиболее известны созданные там циклы акварелей «Старый Термез» и «В долине Кафирнигана».
После войны продолжил службу в Харьковском кавалерийском пограничном училище.
В 1956 г., после 25-летней военной службы, Сергей Емельянович вышел в отставку с желанием заниматься только творчеством и полностью посвящает себя живописи. 1950-е — время радостное и оптимистичное: война закончилась, разруха преодолевается и вот-вот наступит счастливая жизнь. Это отражается в акварелях художника: он пишет мир целостный, яркий, а его живописная манера — быстрая, размашистая, энергичная. За ним прочно закрепляется репутация «эмоционального репортера» природы.
Имя Лунева значится в ряду тех мастеров, чьи образно-пластические новации стали серьезным этапом в развитии украинской живописи.

Анатолий Леонидович Наседкин
(1924–1994)
Суровый лирик живописи Анатолий и его старший брат Валентин ушли на фронт добровольцами. Буквально через несколько месяцев брат погиб, а Анатолий рядовым пехоты воевал на Орловско-Курском направлении, принимал участие в наступательной операции войск Брянского фронта. Под небольшим селом на Брянщине был тяжело ранен, сменил несколько госпиталей, но залечить рану до конца удалось лишь через много лет после войны. Из всех наград самой дорогой для художника была медаль «За отвагу», полученная именно за тот бой, в котором он был опасно ранен.
Самым мощным живописным полотном Анатолия Наседкина считается грандиозная картина «За Волгой земли нет», увлекающая экспрессивным порывом яростного гнева, безысходностью трагической ситуации и отчаянным состоянием окруженного смертельным боем солдата.

Адольф Маркович Константи­нопольский
(1923–1993)
Будущий народный художник Украины, сын профессора филологических наук Харьковского университета, ушел на войну добровольцем. Служил в должности командира артиллерийского отделения. С боями прошел до западных границ.
Этот потрясающего вкуса живописец посвятил всё свое творчество без остатка одной теме — военной. Всё, что изображено на его картинах, глубоко им испытано, а отсюда и непререкаемая подлинность его произведений.

Степан Илларионович Письменный
(1923–2010)
Художник яркого, жизнеутверждающего дарования ушел на фронт совсем мальчишкой. Боевое крещение восемнадцатилетний юноша принял в 1942 году под Сталинградом в составе 71-го Краснознаменного полка 24-й гвардейской стрелковой дивизии. Был отличным пулеметчиком, но приходилось участвовать и в рукопашных схватках с противником. Через год его контузило, а в 1944-м тяжело ранило. После длительного лечения в госпиталях был комиссован. В одном из интервью художник рассказывал, как после боя под Сталинградом он лежал среди сотни раненых бойцов, а вдоль ряда шел хирург, указывая: «Этого — в операционную, а этот уже не выживет». Проходя мимо Письменного, произнес: «Этому ампутировать ногу». Юноша приоткрыл глаза и запротестовал: «Нет, несите в операционную». Ногу удалось сохранить.
Ужасы войны не отра­зились на творчестве художника. Работы Степана Письменного, вопреки всему пережитому, — яркие и жизнерадостные, ведь за годы войны он научился удивляться каждому мгновению мирной жизни.

Николай Павлович Работягов
(1924–2004)

Мастер живописного пейзажа воевал на Сталинградском фронте и на Курской дуге.
Война сделала 19-летнего парня инвалидом, но он не сдался — состоялся как художник и искусствовед. Хотя Николай Работягов испытал на себе подлинный кошмар войны, в мирное время он редко рисовал что-либо, связанное с боевыми действиями — наверное, только в какие-то особенные моменты, когда в этом возникала острая необходимость.
В его пейзажах ощутим внутренний конфликт естественной красоты с неестественной разрухой. Его полотна солнечно яркие, наполненные красивыми земными красками, призывающими ценить прекрасное мгновение.
В 1960–1987 годах Николай Павлович возглавлял Харьковский художественный музей.

Александр Петрович Тарасенко
(1918–1994)

Талантливый украинский график прошел боевой путь от Краснополья, что на Сумщине, до Румынии. Воевал на Курской дуге, принимал участие в Корсунь-Шевченковской битве. По заданию командиров часто делал зарисовки военных оборонительных плацдармов, впоследствии прилагаемых к оперативным сводкам. За проявленное мужество отмечен боевыми наградами.
В перерывах между сражениями рисовал портреты однополчан, а солдатские письма уносили их с фронта матерям, женам и любимым девушкам. Серия его эстампов «Бои за Тарасову землю» посвящена освобождению Чернечьей горы возле Канева, где находится могила выдающегося украинского поэта Тараса Шевченко.
Именно в этих произведениях рождался мастер высочайшей графической школы, работы которого ныне хранятся практически во всех фондах крупных музеев Украины и ближнего зарубежья.

Александр Анатольевич Хмельницкий (1924–1998)
Философствующий романтик на вопрос о войне всегда отвечал коротко: «Участвовал в боевых действиях», — и никогда не вдавался в воспоминания. Он ненавидел даже память о вой­не. Переосмысливая военную тематику, Александр Анатольевич пришел к выводу, что и в самой жестокой, безжалостной бойне люди остаются людьми: радуются на его картине «Был месяц май» реке, солнцу и, припадая в минуты фронтового затишья на прибрежные травы, думают не о войне, а о родных и любимых, что остались там, «за рекой», а не за линией фронта.
В 1967 году за картину «Во имя жизни» Александр Хмельницкий был награжден серебряной медалью Академии художеств СССР. В 1968-м стал обладателем серебряной медали имени М. Б. Грекова.

* * *
Перед 22 июня 1941 года судьбы этих мастеров складывались по-разному, но их объединяла одна мечта — каждый хотел стать художником. Помешала война. Вместо кисти они взялись за оружие и ушли на фронт.
В натурных рисунках и этюдах, сделанных во время боев в действующей армии, в осажденных либо в уже освобожденных городах, ими создана целая картинная галерея сильных народных характеров. Сохранившиеся произведения того периода — уникальные документальные свидетельства военного лихолетья. Художники, впоследствии прославившие харьковскую художественную школу, стали победителями не только в войне, но и в искусстве.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях