ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Поживем, победим, увидим! 

Актуальное сегодня13 апреля 2022 | 14:42

Оккупанты расстреляли памятник Кобзарю в центре Бородянки

Что будет с нашим сценическим искусством после войны? Этот вопрос сегодня волнует многих деятелей отечественной культуры, но вряд-ли кто сможет ответить на него под вой сирен и бомбы, прилетающие в Украину от «русского мира». А вот когда война завершится нашей победой, ответ для многих станет очевидным. Безусловно, множество факторов повлияют на те или иные настроения в обществе, однако, чем выше будет подниматься уровень культуры и образования, тем адекватнее станет восприятие сложившегося в годы войны понимания собственного, я бы сказал, внутриукраинского мироустройства.

Сегодня отечественную культуру и историческую уникальность украинского этноса в целом московские чиновники от истории пытаются всевозможными способами переписать на свой лад, а если этого не получается, просто-напросто стереть с лица земли. Тому мы знаем много примеров, потому что  это происходило неоднократно и на протяжении долгого времени. И вот допереписывались они до необходимости разрушения принадлежащих нам  памятников культуры, произведений искусства, не задумываясь даже о погубленных человеческих жизнях, исчисляемых десятками тысяч. А нам  думать приходится…

Возможно ли такое вообразить? В ХХI веке, в результате наступления русско-чеченских оккупантов может сгореть музей, где хранились картины всемирно известной украинской художницы Марии Примаченко? А ведь сожгли. По последним  сведениям в Чернигове и Харькове ими же разрушаются памятники истории, культуры, в опасности оберегаемые Украиной шедевры древнеславянского зодчества, гибнут уникальные образцы архитектуры, оставленные нам прошлыми поколениями. Уничтожены  Мариупольский художественный музей им. А. И. Куинджи, Донецкий академический областной драматический театр в Мариуполе, похоронивший под своими обломками сотни людей и чудом спасшихся из- под завалов.  Сколько еще нужно разбомбить исторических зданий Киева, Харькова, Чернигова, Одессы —  крупнейших центров украинской, славянской и в том числе русской культуры? На этот риторический вопрос, вряд ли получим ответ от оголтелых вандалов… Такие утраты, к сожалению, невосполнимы не только для Украины, а для мирового художественного наследия.

Украинский театр переживает один из самых сложных периодов в своей истории, когда на смену ковидной пандемии, на его колосники посыпались бомбы от «русского мира». Но несмотря на это, он отстаивает свою гражданскую позицию крепнет и мужает в бою за свою ментальную независимость, сбрасывая с себя чуждые ему «оперения». Сегодня он превращается в национальный символ гуманизма для нуждающихся в моральной поддержке  соотечественников, а премьерные спектакли призваны укреплять боевой дух украинских воинов-защитников. Кстати, украинский театр всегда соответствовал аристотелевскому понятию «катарсис» —  отражению положительных эмоций, разрешению внутренних конфликтов, очищению от иноземной скверны и стремлению к нравственному возвышению личности посредством любого вида театрального искусства.

Попытаемся разобраться, в каких условиях, начиная с весны 2022 года, осуществляется театральный процесс. Примечательно, что календарь военного  марта был полон праздничных дат: 20 —  День детско-юношеских театров, 21 —  Международный день театра кукол, 27 —  Международный День театра, 31— столетний юбилей легендарного «Березiля».

Это важные даты, потому что в Украине насчитывается около сотни академических и национальных театров. В начале военных действий все они на некоторое время приостановили творческую деятельность, а если и осуществляли её, то только на гуманитарных площадках в бомбоубежищах и на станциях метро.  Подвальные помещения нескольких Харьковских театров в срочном порядке были оборудованы под  бомбоубежища и волонтерские центры, которые в основном обслуживает женский персонал сотрудников, помимо всего прочего, активно занимается сбором необходимых вещей для внутренних переселенцев и изготовлением маскировочных сеток для Вооруженных Сил Украины. Многие актеры, режиссеры, художники, осветители, как мужчины, так и женщины, служат в рядах Территориальной обороны, рискуя каждый день жизнями ради благополучия цивильного населения. Они не оставили своей работы даже когда на крышу Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н. В. Лысенко упала бомба. К сожалению, разрушения не обошли стороной Харьковский государственный академический театр кукол имени В. А. Афанасьева и русский драматический театр им. А. C. Пушкина, который в знак протеста демонстративно отказался от использования в своем названии слова «русский».

31 марта должно было состояться празднование 100-летия со дня рождения легендарного украинского театра «Березiль», ставшего в 1935 году Харьковским государственным академическим украинским драматическим театром имени Т. Г. Шевченко. Однако этого не произошло, потому что  этот  театр, являясь уникальным наследием украинского сценического искусства, в данный момент находится под ежедневными бомбардировками российской артиллерии.  В сегодняшней конкретике приобретают особое значение слова создателя «Березiля» Леся Курбаса — «Геть вiд Москви», который,не желая дублировать  художественные достижения видных театральных деятелей России, утверждал: «Это культурная опасность, опасность, что мы станем украинским вариантом русского театра, и не более того». Трагическая судьба постигла драматический театр в Мариуполе. Прямое попадание вражеского снаряда превратило его здание в руины. Не спасло написанное перед парадным входом в театр предупредительное указание «ДЕТИ»! В результате бомбардировки  пострадали сотни мирных людей.

В своё время этот театр уже перестал быть русским, каким являлся до 2014 года, став украинским. Драматический театр Мариуполя осознанно выбрал свой путь возрождения, определив себя проповедникам украинской культуры в языковом и экологически загрязненном депрессивном регионе Донбасса. Творческий коллектив создавая спектакль за спектаклем приближался к поставленной цели. Оригинальное сценическое воплощение спектакля «Маруся» по поэтической драме «Маруся Чурай» Лины Костенко было посвящено 30-летию Независимости Украины (премьера состоялась 24 августа 2021 года) и явилось доказательством того, что такой театр обрел высокопрофессиональный творческий потенциал, в перспективе уверенно расширяя свои творческие возможности. В «Марусе» звучали украинские песни, были использованы аутентичные обрядовые танцы,  не прекращалась работа над постижением техники украинской сценической речи. В новом театральном сезоне все ожидали нескольких премьер по пьесам современных украинских и зарубежных авторов. Мариупольцы любили свой театр, потому что в его планах намечались не только новые спектакли, а участие в жизни города,  показы авангардных режиссерских трактовок современных пьес на театральных фестивалях Украины и за рубежом. Однако война навсегда изменила судьбу театра и его сотрудников. Последние новости сообщали, что Министр культуры Италии Дарино Франчески готов после прекращения войны в Украине восстановить в Мариуполе здание театра , разрушенное  оккупантами РФ. Не будем забывать памятной даты:  Драматический театр Мариуполя был обстрелян 16 февраля 2022 года, когда в нем укрывались более 1000 человек, многие из которых погибли. 

Руины Мариупольского театра

Николаевские театры: Национальный академический украинский театр драмы и Театр музыкальной комедии, как и многие другие, временно приостановили репетиции и показ спектаклей в стационарных помещениях и перешли на дистанционный режим. В данный момент лидируют актеры Николаевского академического областного театра кукол. Они создают видеосюжеты, патриотические клипы, представляют онлайн-мастер-классы, а публике младшего возраста дарят аудиосказки, стараясь учитывать интересы как маленьких, так и взрослых. Когда не  взрываются бомбы, не слышен вой сирен, николаевские актеры приходят в театр записывают видеосюжеты, после  спешат к зрителям в убежища, чтобы хоть на некоторое время отвлечь их от ужасов войны. Театры ведут переговоры с областным департаментом культуры о возможности показа спектаклей в больницах, военных госпиталях для переселенцев из разных областей Украины. Актрисы и сотрудницы творческих мастерских театра  помогают готовить еду, шьют необходимые вещи и изготавливают маскировочные сетки. Многие из них посвятили себя  волонтерской деятельности, логистике, помогают обществу Красного Креста, несут службу в рядах муниципального караула, терробороны, ВСУ и Нацгвардии.

Николаевский художественный академический  драматический театр также, как (Киевский и Харьковский русскоязычные театры) демонстративно отказался от использовании в названии слова «русский».

В Херсоне в День кукольника военные РФ похитили директора Херсонского театра кукол Виктора Гаврилюка, к счастью, в скором времени его удалось освободить из плена. А ведь первые спектакли в Херсоне сыграли именно кукольники. Не всегда это удавалось на сценах родного театра, но все же сыграли. Импровизированными сценическими площадками для херсонских кукловодов становятся гостиницы и хостелы, где в основном проживают  семьи с детьми из временно оккупированных территорий.

Эпицентром театральной волонтерской жизни во время российской агрессии стали  Львов, Ивано-Франковск, Черновцы и другие города Западной Украины. Многие средства массовой информации разместили подробные репортажи о том, как львовские театры (имени Марии Заньковецкой, имени Леся Курбаса, Первый театр) превратились в настоящие волонтерские центры, где принимают и распределяют гуманитарную помощь для военных и мирного населения. Эвакуированные переселенцы временно находят ночлег на сценах этих театров. Местные власти  Львова заявили, что у деятелей культуры своя важная миссия —  придавать силы украинским защитникам отечества, поднимать их боевой дух тем самым вселяя украинцам надежду на скорую победу. В войне с российским агрессором мы боремся за нашу землю, за нашу свободу, за наше достоинство и независимость, оборону должен держать не только военный, а и культурный фронт. Наша отечественная культура одной из первых подвергается тотальному надругательству со стороны захватчиков.

Западно-украинские деятели культуры совместно с киевским писателем Юрием Андруховичем уже инициировали театральный (музыкальный) проект «Украденные песни». Цель проекта —  вернуть в лоно национальной культуры те украинские песни (мелодии), которые в советское время с пропагандистской целью были фактически украдены россиянами и впоследствии представлены как достояние советского песенного наследия.

Вскоре будет рассмотрена возможность возобновления показа спектаклей на Камерной сцене Львовского национального театра им. М. Заньковецкой. Пока об этом рано говорить, потому что сейчас в нем расположен пункт волонтерской помощи для всех нуждающихся иногородних украинцев. Другой Львовский театр «И люди, и куклы» перед  началом спектаклей в игровой форме проводит встречи-тренинги детей и их родителей с психологами. Для этого создается соответствующая атмосфера непринужденной беседы, где детям дают возможность высказать свои впечатления от увиденного спектакля.

В лечебной и воспитательной силе искусства убеждены участники проекта «Театр спасает». Инициатива возникла в среде мастеров изобразительного искусства — студентов академии дизайна и искусств Харькова и Львова, которых поддержали по понятным причинам оказавшиеся во Львове художники из Мариуполя, Запорожья, Киева. Спектакль «Солнечное небо» уже смотрели много ребят дошкольного возраста. Это театрализованное действо ставит целью реабилитацию женщин и детей, перенесших стрессовое состояние из-за налетов вражеской авиации, потери близких и родного крова над головой.

Ивано-Франковский национальный театр имени Ивана Франко решил играть знаковые спектакли своего репертуара в театральном подвале, который в период войны стал бомбоубежищем, то есть местом приюта как для жителей, так и для многочисленных гостей города, которые сегодня ищут спасение и защиту на Западной Украине. Франковский драмтеатр  в первые дни войны превратился в своеобразный  культурный центр «Движение сопротивления — Движение помощи». В нем проводится многовекторная работа в разных направлениях. Осуществляется помощь украинской армии; гуманитарная поддержка продуктами и одеждой населения; расселение по возможным адресам людей, которые в военное время оказались в Ивано-Франковске, и многое другое. Таким образом эта программа удачно реализует волонтерские проекты и в то же время, по словам художественного руководителя Ростислава Держипильского,  «коллектив не забывает о творческой составляющей жизнедеятельности большого театрального организма. Подвал  театра уже давно является креативным шекспировским пространством, в котором оживают персонажи,  снискавшие широкую популярность в спектаклях «Гамлет», «Ромео и Джульетта». Когда в «креативном шекспировском пространстве» впервые в реалиях военного времени сыграли «Гамлета» (перевод  Юрия Андруховича), театральные критики в своих выступлениях отметили, что спектакль, изменив свое  смысловое значение, заметно усилил гражданскую позицию, а произошло это благодаря особому накалу страстей Алексея Гнатковского в роли принца Датского. Такого наследника Эльсинора восприняли не только как принца-философа, но и как принца-воина, который во времена всеобщего безумия стремится  объединить родственные и государственные связи, зная, что только это даст возможность  не допустить незваного гостя к границам родной земли.

Известный британский филолог, директор Шекспировского института в Стретфорд-на-Эйвоне профессор Майкл Добсон, побывав в 2018 году на «Гамлете» оставил свой восторженный отклик. В настоящее время он активно выступает за территориальную целостность Украины и готов  предоставить жилье в своем доме для размещения людей, покинувших оккупированные российскими захватчиками территории. Сегодня в защищенном от агрессии оккупантов подземном зале ивано-франковского театра  актеры играют «Энеиду» Ивана Котляревкого и «Нацию» Марии Матиос. По мнению режиссера Ростислава Держипильского, нынешнее сценическое пространство подвала, скорее,   творческого бомбоубежища, придает популярным спектаклям  новое идейно-художественное звучание.

Мы уже писали о большой благотворительной программе, которую ведет в бомбоубежищах Харьковский национальный театр оперы и балета, а вот с 12 апреля к плотной концертной деятельности поочередно на всех станциях Харьковского метрополитена приступает Харьковский академический театр музыкальной комедии. Как сообщает директор театра заслуженный деятель искусств Украины Игорь Коваль,  предложение харьковских артистов поддержали мэр Харькова Игорь Терехов и председатель Харьковской облгосадминистрации Олег Синегубов.

Алексей Гавинский и Игорь Коваль перед концертом

В программу концерта включены лучшие отрывки из популярных оперетт в исполнении заслуженных артистов Украины Натальи Коваль, Алексея Гавинского, ведущих мастеров сцены Анны Поротько, Олега Жемчужного и многих других любимых харьковчанами артистов этого удивительного жанра.

То как будут развиваться театральное искусство Украины после победы над  российской «саранчой», гадать не будем. Театр активно работает в это тяжелое время, и он сможет заявить о себе и волнующих его проблемах в мирное время. Поживем, победим, увидим!

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях