Странные бывают новости. Вот вижу, например, рейтинг украинских городов: Харьков — в тройке лидеров после… Луцка «убедительно» опережает Павлоград. При всем уважении к Луцку с его знаменитым замком Любарта и Павлограду как центру угледобычи я в полном недоумении…
Оказывается, в рамках некоего всеукраинского конкурса «Город Украины. Национальный выбор–2022» жители разных городов голосуют за самый привлекательный и узнаваемый город страны. Среди 50 городов Харьков в январе закрепился на втором месте, обогнав Павлоград. Однако от первого места, которое занимает Луцк, столицу Слобожанщины отделяет почти пара тысяч голосов.
И, представьте себе, за минувшие четыре дня Харьков получил более 3,4 тысячи голосов поддержки, увеличив их количество до 10890. Однако Луцк за это время получил более 4 тысяч и остается в лидерах — 12682 голоса
Что это еще за рейтинг? Оказывается, жителям городов в этом рейтинге голосовать можно по настроению хоть каждый день, в любое удобное время. Для этого нужно зайти на сайт «Город Украины. Национальный выбор» и нажать на кнопку «голосовать» напротив любимого города. Также можно проголосовать, перейдя на страницу Харькова.
Окончательный рейтинг городов, дескать, определится в конце года. В прошлом, 2021 году в аналогичном голосовании Харьков занял второе место, набрав более 38,5 тысячи голосов поддержки. Победителем конкурса тогда стал Ивано-Франковск, у которого более 52 тысяч «лайков».
То есть, с каких это пор рейтинг городов у нас определяется «лайками» (от англ. like — нравится) одних и тех же персонажей, ведь голосовать можно, повторяю, с одного IP-адреса каждый день? Детский сад какой-то! Развивающая игра в ясельной группе? Ну а попросту, развлечение для тех, кому делать нечего…
Не удивительно, что полуторамиллионный Харьков, в котором большинство обитателей работают или учатся, не тратит свое время на такие массовые голосования. Полученный в итоге рейтинг — это, простите, ни о чем. И уж точно это рейтинг — не «национальный».
Газета «Время» неоднократно обращалась к рейтингам городов Украины, составленным ведущими социологическими компаниями страны, которые по научно обоснованной выборке опрашивают десятки тысяч жителей в каждом городе, анализируя полученные данные по всевозможным показателям, включая социальные, коммунальные, экологические, образовательные, медицинские и другие. Такие рейтинги, действительно, отражают более-менее реальное отношение граждан к городской инфраструктуре, удобству жизни в городе и к городским проблемам. Такие серьезные рейтинги способны привлекать внимание муниципальных властей к городским проблемам и «узким местам» городской жизни.
Многое, если не все, в современной социально-экономической жизни основывается на доверии.
Современный человек при выборе места проживания, работы и учебы уже не ограничивается только страной обитания. Сегодня человек выбирает, а выбор — это всегда анализ имеющейся информации. Не имея возможности оценить что-либо самостоятельно, многие полагаются на мнение специалистов, друзей или на рейтинги, которые характеризуют относительную значимость того или иного объекта или явления по сравнению с другими.
А что это означает? Что многое в нашей жизни основано на доверии! Но как можно доверять пустопорожним рейтингам-играм? Это не столь безобидно, как кажется, это — манипуляция общественным мнением. А потом мы удивляемся, что никто никому не доверяет…
Очень яркий пример — печальная судьба так называемого арт-объекта под открытым небом «Скіфська спадщина». Напомним, что сооружение под таким названием было подано на конкурс «Бюджета участия», и после того, как набрало 751 голос харьковчан в интернете, стало одним из победителей, удостоившись почти полутора миллионов гривен харьковских налогоплательщиков.
Бетонное «Скифское наследие» даже начали строить, правда его вид привел публику в шок. И после резонанса в социальных сетях харьковским городским головой Игорем Тереховым было принято решение о демонтаже данной инсталляции, которую в обиходе уже успели назвать «Харьковский Стоунхендж».
На компьютерной визуализации будущее бетонное «наследие скифов», может, и выглядело «креативненько», а на деле «Стоунхендж» стал объектом грандиозного скандала, и муниципальные власти отказались его финансировать, бетонные столбы демонтировали во избежание позора.
А все было вроде бы очень демократично. 32 проекта были победителями бюджета участия (общественного бюджетирования), которые во время онлайн голосования, проходившего с 1 по 30 ноября 2020 года, набрали более 300 голосов харьковчан. Представляете, всего-навсего 300 «лайков» ваших друзей и знакомых, и вот уже вы получаете на свой проект миллионы гривен из городского бюджета.
Только зачем было включать всевозможные арт-объекты в «общественное бюджетирование»? Можно было просто объявить городской конкурс на лучший арт-проект, а в жюри выбрать уважаемых деятелей искусств, чтобы потом не пришлось сносить бульдозером уже сделанное.
Это при том, что на самом деле «бюджет участия» — вещь очень необходимая местному самоуправлению. Кстати, в Чернигове за такие проекты горожане голосуют как на выборах — бюллетенями.
И в Харькове на деньги бюджета участия можно было бы, к примеру, поставить светофор (там, где жители его просят) или даже построить новый подземный переход под опасным перекрестком. То есть там, где это социально необходимо, а у города, как говорится «руки не доходят». Харьковчане пишут безнадежные петиции, но проблемы годами не решаются, потому что петиция не набирает 5000 голосов. А там, где кто-то развлекается от нечего делать, достаточно 300 «лайков», чтобы Харьков оказался чуть-чуть впереди Павлограда.
Но в целом речь не об этом, а о доверии к общественному мнению, которое видимостью демократической процедуры просто-напросто дискредитируется.