ru
uk
Мнения
Подписаться на новости
Печатный вариант “Время”

Свершилось! «Спартак» восстал!

Актуальное сегодня26 апреля 2021 | 16:45

Не исключено, что в мае балет «Спартак» Арама Хачатуряна предстанет-таки перед зрителями, год ожидающими встречи с билетами на руках. Премьера, безусловно, порадует многообразием хореографических партий в исполнении солистов Харьковского национального академического театра оперы и балета
им. Н. В. Лысенко.

Жизненный путь предводителя восставших римских рабов Спартака вдохновлял скульпторов, поэтов, музыкантов, художников, кинорежиссеров из многих стран. В 1956 году композитор Арам Хачатурян написал музыку к балету «Спартак», который вот уже на протяжении 65 лет не сходит со сцен престижных музыкальных театров мира. В Харькове это уже третья версия балета.
Сложная жанровая модификация соответствует стилевым особенностям хореографической феерии, в которой живое действие органично сочетается с захватывающими визуальными эффектами компьютерной графики. Хореограф-постановщик балета «Спартак» (он же автор либретто) народный артист Республики Татарстан Георгий Ковтун совместил в некоторых сценах танец с оперным вокалом, таким образом усилив общее эмоциональное восприятие сцен времяпровождения помпезной римской знати.
В «Спартаке» задействовано 200 исполнителей балетных и вокальных сцен. Готовили их выход на зрителя примерно такое же количество сотрудников технических служб. Для римских легионеров и гладиаторов бутафорами было изготовлено полсотни кардиофилаксов (нагрудных доспехов), 80 пилумов (метательных копий), 60 гладиусов (коротких мечей), скутумов (круглых и ростовых щитов), виртуозно используемых в хореографических баталиях. Смена декораций многократного чередования балетных сцен происходит в одно мгновение, удивляя переменами трех сотен исторических костюмов, созданных в пошивочных цехах оперного театра по эскизам главного художника театра, заслуженного художника Украины Надежды Швец.
— Очень обрадовался, когда дирекция театра согласилась на реализацию этого грандиозного проекта, потому что события такого масштаба в балетной истории Украины еще не случалось. Мне было очень обидно за нашу страну с её ментальными танцевальными традициями и отличной школой классического танца, что до сих пор наши балетмейстеры не смогли сделать что-то впечатляющее, захватывающее… В Харькове такая возможность стала реальностью. Выражаю слова благодарности специалистам, которые окружали и поддерживали меня в постановочном процессе, делали все возможное и даже невозможное, чтобы выполнить свою работу на высоком художественном уровне. Поверьте, было очень трудно. Говорю уверенно, потому что ставил «Спартака» в других театрах, однако в харьковском спектакле не повторял уже наработанного, ориентировался только на возможности конкретного коллектива и возможную перспективу творческого роста танцовщиков, — высказался балетмейстер Георгий Ковтун.
Следует восхититься и признать, что благодарить было за что, если учесть причины, по которым премьера откладывалась в течение двух локдаунов, а останавливать репетиционный процесс было невозможно из-за сложных постановочных боев. Технику схваток с копьями и на мечах необходимо было отрабатывать беспрерывно, чтобы избежать серьезных травм во время танца с оружием в руках. Танцовщики достигли совершенства, превратив кровавое сражение гладиаторов в слаженный бойцовский танец. По сути, истинный балет представлен только отдельными фрагментами с участием Дениса Панченко (Спартак), Кристины Кадашевич (Валерия), Карины Шатковской (Сабина), Артема Рязанова (Арес), Андрея Козарезова (Красс) и Константина Цаприки (Крикс). Массовые номера — это постановочная хореография, демонстрирующая отменную сноровку исполнителей боевого танца. Конечно же, ристалище гладиаторов впечатляет, но становясь живым фоном для ведущих танцовщиков, мешает воспринимать их сольные партии, которые, кстати, и в других сценах «растворяются» на фоне многокрасочной толпы празднично разодетой знати. К сожалению, сюжетная линия балета размыта обилием вставных номеров.
Впрочем, если относиться к премьере как к вычурной феерии, то результат действительно впечатляет. Генеральный директор и художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Украины Олег Орищенко оценивает «Спартака» с позиций новых веяний, и автор этих строк не исключает некоторой консервативности своих оценок.
— Премьера балета «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна — это самый масштабный спектакль из созданных за несколько последних десятилетий славной истории нашего театра. В современном мире наблюдается тенденция стирания граней между отдельными направлениями искусства, — подчеркивает Олег Владимирович. — Вот и нам захотелось удивить украинского зрителя не только новым подходом к известной исторической личности, но и различными средствами сценической выразительности, способными синтезировать в одном коммерчески удачном творческом проекте классический балет, модерновый танец, музыкальное оркестровое искусство, хоровое пение, цирковые и каскадерские приемы. Уверен, что все перечисленные особенности обеспечат «Спартаку» зрелищность и успех у зрителя.
Фото Александра
Шахматова.

Подписаться на новости
Коментарии: 0
Коментариев не добавлено
Cледите за нами в соцсетях